Главная >> 5 >> 22

Калининград - сегодня, завтра, всегда...

НИКОЛАЙ ТУЛАЕВ, представитель в Совете Федерации от Калининградской областной Думы


Калининградская область живет сегодня ожиданием праздников - 750-летия Кенигсберга и 60-летия региона. Конечно, эти события чрезвычайно важны, особенно тем, что вновь приковывают внимание к проблемам этого российского анклава. О нынешней ситуации "ПГ" рассказал представитель в Совете Федерации от Калининградской областной Думы Николай Тулаев.


- Достаточно сказать, что Президент России издал указ о подготовке к празднику, .который пройдет в Дни города в первое воскресенье июля и продлится три дня. Первый день - это будет День города, второй-День России и третий день - День Европы. Кстати, Владимир Путин уже дал согласие принять участие в торжествах. Более того, уже намечено огромное количество международных встреч с лидерами европейских стран. То есть у главы государства в Калининграде будет новая возможность продолжить диалог в рамках решения проблем Калининграда в связи с расширением Евросоюза. На Гаагском саммите принято решение, что в рамках общей комиссии по подготовке соглашения о стратегическом партнерстве отдельно выделена группа, работающая над соглашением о решении калининградской проблемы.


Вторая тема, которая находится сейчас в центре внимания, - это подготовка к внесению в Государственную Думу новой редакции закона об особой экономической зоне - Калининградской области. Однако, во-первых, такой закон существует, но сегодня уже не совсем отвечает реалиям времени. Но ведь и до этого все последние 15 лет мы развивались в режиме особой экономической зоны, то есть в специфических экономических правилах, которые позволяли нам выживать, а уже сегодня и обеспечивать развитие региона, адекватное тем странам, которые окружают Калининград. И, чтобы вывести на новую ступень экономику региона, нужно на федеральном уровне закрепить новые "правила игры". Группа помощника Президента РФ Игоря Шувалова работала целый год и подготовила документы, которые сейчас находятся в Правительстве. В настоящее время продолжаются согласования. Герман Греф уже заявил, что в марте его ведомство представит в окончательном виде проект этого закона. Главное - сохранить как минимум на ближайшие 10 лет нынешний экономический режим.


Это прежде всего таможенные льготы, которые позволяют беспошлинно ввозить составляющую продукцию для многих калининградских фабрик и заводов. На этом в значительной степени и базируется местная экономика. У нас за последние 5 лет произошел рост промышленного производства на 10 процентов, что превышает среднероссийский показатель. Инвестиции тоже на 15 процентов выросли.


- Не думаю, что у вас в регионе все так безоблачно...


- Конечно, у нас существуют такие глобальные проблемы, как, например, энергетическая. Так, примем новый закон, пойдут инвестиции, а мы их не "переварим", так как у нас не хватит электроэнергии. Сейчас строится ТЭЦ-2. Ее первый блок (а это половина энергопотребления нашей области) должен вступить в строй в конце этого года. Он ориентирован на потребление газа. Но одновременно возникает следующая проблема - доставка этого вида топлива. У нас сегодня мощность трубы позволяет увеличить объем до миллиарда двухсот кубических метров. С вводом ТЭЦ-2 половина поставляемого объема газа в виде топлива пойдет на нее. И оставшихся запасов для других нужд просто не хватит. Вот и получается, что область не только не улучшит свое обеспечение, а еще и ухудшит по сравнению с сегодняшним днем. Это большая проблема, которую надо решать оперативно и в комплексе.


Вторая острая тема - нехватка рабочей силы, причем именно квалифицированных специалистов. Даже если максимально сможем использовать свои внутренние резервы, то с учетом предполагаемого роста экономики нам их все равно хватать не будет. Значит, необходимо и законом, и другими решениями обеспечить миграцию рабочей силы. За прошлый год у нас была выделена самая большая квота - 48 тысяч иностранных рабочих, больше даже, чем в Москве.


Еще одна крупнейшая проблема - это транзит. В 2000 году мы договорились с литовцами о паритетности тарифов. У нас портовое хозяйство достигло своего максимума, и сегодня в результате введения Евросоюзом своих стандартов в тарифах резко стала повышаться цена перевозок. К этому прибавляется еще более крупная проблема, когда железная дорога не в состоянии пропускать необходимое количество грузов. Значит, необходимо модернизировать железную дорогу. И наш участок, и, естественно, литовский. Соответствующие решения были приняты с Евросоюзом в 2002 году и касались лишь пассажирских перевозок. Но если модернизировать железную дорогу, то какая разница, что по ней идет? Решение принято, но, к сожалению, уже почти три года прошло, а ничего, кроме проекта, пока нет...


Есть вопросы и по проекту нового закона об особой экономической зоне (ОЭЗ). Мы не согласны с предлагаемой системой ее управления, где предполагается, что ею будет руководить очередной федеральный орган в виде администрации или дирекции. Но, учитывая, что основные льготы, например налог на прибыль, являются региональными, почему ими должен распоряжаться московский чиновник? Во-вторых, создание параллельных систем управления приведет к тому, что по кругу будем пускать бизнесменов, документы и т.д. Зачем же опять разводить бюрократию?.. Более того, Правительство хочет принять общие по всем особым экономическим зонам правила, согласно которым будет создаваться высший контролирующий орган, и все ОЭЗ страны начнут управляться из Центра. Но зачем тогда создавать такой орган в каждом регионе? Непонятно. Но еще более нас не удовлетворяет попытка уйти от таможенного льготного обеспечения, когда Правительство совместно с администрацией области посчитает, что те или иные товары нельзя допускать к льготам, например подакцизные. И по каждому виду товара нужно будет ехать в Москву и получать разрешение. А у нас номенклатура в 10 тысяч таких товаров. Все это очередная бюрократия, и во-вторых, здесь просматривается некий элемент коррупции... Но все-таки надеемся, что нам удастся еще до внесения в Правительство утрясти целый ряд моментов. А что не удастся, будем добиваться на уровне Государственной Думы.


- Очень неожиданно прозвучало заявление президентского полпреда Ильи Клебанова о том, что Калининграду надо придать статус заграничности.


- Да, много лет идут споры и есть разные предложения, что Калининград - даже географически заграничная территория. А вот конституционно правовой статус области точно такой же, как и у других регионов России. И я убежден, что конституционный статус трогать нельзя. Это не поддается обсуждению. А Илья Клебанов не расшифровывал свое заявление, но думаю, что он, может быть, хотел заострить проблему.


***


Калининградцы не согласны с предлагаемой системой управления особой экономической зоной, так как налоговые прибыли уйдут в Москву.


***


СПРАВКА "ПГ"


НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ ТУЛАЕВ родился 11 октября 1954 года, С декабря 2000 года - представитель в СФ от Калининградской областной Думы, Председатель Комиссии СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности, член Комитета СФ по обороне и безопасности.