Главная >> 5 >> 22

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ – ЭТО НЕ РАБОТА, НЕ СЛУЖБА И НЕ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ЭТО – СУДЬБА И РЕЛИГИЯ

К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ ВОЕННОГО ПОДВОДНОГО ФЛОТА В РОССИИ


Сегодня - День подводника. Впервые этот праздник, установленный приказом Главнокомандующего Военно-Морским флотом N433 от 19.12.1995 г„ отмечался в 1996 году. Дата приурочена к выделению подводных лодок в самостоятельный класс боевых кораблей в 1906 году. Первая русская подлодка «Миноносец N150», получившая имя «Дельфин», была введена в строй 5 июня 1904 года. Ее первый командир лейтенант Михаил Беклемишев отбирал в экипаж только добровольцев из людей технически образованных, крепкого сложения, хорошего поведения и некурящих.


История российских подводников началась в эпоху Петра, когда по указанию императора на Адмиралтейском заводе было заложено «потаенное судно» Ефима Никонова, однако всерьез о подводных лодках заговорили в начале XX века. В декабре 1900 года Морской технический комитет подготовил доклад N1294 о проектировании подводных судов. Таким образом в России было создано первое конструкторское бюро по проектированию подводных лодок в Санкт-Петербурге и сразу началось строительство подлодки водоизмещением 113 тонн. Это и положило начало Российскому подводному плаванию, имеющему множество славных героических страниц в своей богатой истории, заложившему фундамент дальнейшего строительства подводного флота, который в настоящее время имеет на вооружении богатый арсенал лодок различного класса от крохотных разведчиков-малюток до огромных атомных ракетоносцев.


В годы второй мировой войны советские подводники отправили на дно 300 транспортов и 90 боевых кораблей противника, но истинный расцвет нашего подводного флота приходится на послевоенный период. С 1949 года началось крупномасштабное строительство больших, средних и малых подводных лодок. 16 сентября 1955 года впервые в мире с советской подводной лодки был произведен надводный, а в 1960 году — подводный старт баллистической ракеты. В октябре 1957 года был поднят флаг на первой атомной подводной лодке «Ленинский комсомол», а 17 июля 1962 года наша атомная лодка прошла подо льдами Северного полюса. Гордостью подводного флота стали атомные стратегические ракетоносцы. В 1970 году были введены в строй многоцелевые атомные лодки типа «Барс» и ракетные подводные крейсера стратегического назначения «Тайфун», «Оскар II».


«Тайфун» - подводная лодка четвертого поколения, специально сконструированная для операций под арктическими льдами. При длине 170 м, ширине 25 м, высоте с рубкой 26 м, с водоизмещением 25000 тонн. Уникальна конструкция «Тайфуна» - это тримаран. В одной стальной оболочке — два сверхпрочных титановых корпуса диаметром по 10 м каждый, а между ними — три таких же прочных модуля. Подводная лодка развивает под водой скорость до 30 узлов. «Тайфун» может всплывать в арктических водах, ломая корпусом многометровые льдины, погружаться на глубину несколько сот метров и находиться в подводном положении неограниченное время. Каждая лодка этого класса несет 20 межконтинентальных баллистических ракет РСМ-52 с 10 ядерными боеголовками. Ракеты весом почти 100 тонн высотой 16 м и диаметром 2,5 м способны поражать цели на расстоянии 9000 км.


Но даже самая лучшая техника без людей - ничто. На флоте по праву подводников называют элитой. Именно этим людям доверили управление самым грозным стратегическим термоядерным оружием. Именно эти люди при аварии на лодке «Курск» ценой своей жизни успели в считанные секунды заглушить атомный реактор и не дали возможности взлететь крылатым ракетам «Гранит» с ядерными боеголовками.


Сухопутный Ставропольский край издавна славился своими моряками, которые верой и правдой служили на российском флоте. Министерство обороны во все времена с большой охотой призывало на флот и принимало в военно-морские училища крепких, физически хорошо развитых, смышленых и дисциплинированных ставропольских парней.


Наиболее ярким представителем подводников является наш земляк, почетный гражданин города Ставрополя Иван Алексеевич Бурмистров.


В 1936 году, будучи капитан-лейтенантом, он добровольцем ушел сражаться за республиканскую Испанию. Под его командованием одна из подводных лодок дважды успешно прорывалась через Гибралтарский пролив, который усиленно охранялся противником.


За образцовое выполнение специальных заданий и за проявленное геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1938 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза. Таким образом, И.А. Бурмистров стал первым Героем Советского Союза среди моряков-подводников.


Список героев-подводников можно продолжить дальше. В числе добровольцев отправился сражаться за республиканскую Испанию командиром подводной лодки «С-6» Николай Павлович Египко. Под обстрелом он вывез на своей лодке ценные правительственные грузы, затем лодка несколько раз выходила в море и потопила вражеский корабль. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.


Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. Федор Григорьевич Вершинин командовал подводной лодкой «Щ-311», в ходе боевых действий потопившей три транспорта противника общим водоизмещением 10 тысяч тонн. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 г. подводная лодка «Щ-311» была награждена орденом Красного Знамени, а командиру присвоено звание Героя Советского Союза.


Александр Владимирович Трипольский командовал подводной лодкой «С-1», которая в условиях суровой зимы успешно действовала во вражеских коммуникациях, потопила транспорт и сбила самолет противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 г. подводная лодка «С-1» была награждена орденом Красного Знамени, а командиру присвоено звание Героя Советского Союза.


О подвигах моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны можно говорить много. Как подвиг «Варяга» остался в веках подвиг подводной лодки «С-13» Балтийского флота под командованием Героя Советского Союза, капитана III ранга А.И. Маринеско, который на своей подводной лодке потопил треть всего утопленного, нашими подводниками тоннажа немецких судов. А после того как пустил ко дну пароход «Вильгельм Густлов», везший 80 экипажей для 40 новейших немецких подлодок, оснащенных современным оружием, объявлен Гитлером «врагом номер один». Англичане назвали подвиг, лодки «С-13» и ее боевого командира «атакой века».


Подвиги моряков-подводников Великой Отечественной войны известны всем, но вернемся к нашим дням. Мы не победили в «холодной войне» в Мировом океане, но заставили считаться с присутствием в Атлантике, Средиземном море, Тихом и Индийском океанах наших подводных лодок и ракетных крейсеров. Не американский флот, и тем более не финский, шведский, испанский, канадский вытеснили их из Мирового океана. Нужда заставила Россию стянуть свои эскадры в базы.


Ценой нечеловеческих усилий (некоторые «боевые службы» длились по 18 месяцев в отрыве от родных баз), ценой многих жертв, подводных аварий и катастроф мы эту невидимую войну выстояли, и этому способствовали те, кому мы сегодня отдаем дань уважения и имена которых нельзя не назвать.


Это Герои Советского Союза:


- адмирал А.П. Михайловский, который первым совершил трансарктический переход из Северного Ледовитого океана в Тихий океан;


- адмирал В.Н. Чернавин — командир одной из первых атомных лодок. Пересек под водой три океана, руководил походом на борту стратегического ракетоносца, достигшего подо льдом Северного полюса;


- вице-адмирал Л.А. Матушкин;


- вице-адмирал Е.А. Томко. Герои России:


- контр-адмирал А.А. Берзин;


- контр-адмирал В.Н. Дронов;


- контр-адмирал В.М. Макеев;


- капитан I ранга С.В. Кузьмин;


- капитан I ранга А.П. Ефанов и многие другие.


Все названные герои были командирами подводных лодок.


Медленно, с трудом обновляется подводный флот России. На смену могучим ветеранам идут лодки новых поколений. Гибель лодки «Курск» не заставила подводников дрогнуть, струсить, отступить. Трагедия только сплотила подводников, послужила ярким маяком верности долгу и военной присяге, - на который сегодня равняются тысячи не только моряков, но и тех мальчишек, которые в военкоматах просят направить их на службу в подводники.


Флот всегда был любимцем страны, всего народа. Поэтому сегодня практически все регионы России шефствуют над частями и отдельными кораблями. Ответ на вопрос, кому и зачем нужно шефство над флотом, есть, и он далеко не нов. Это нужно флоту, морякам, стране и каждому отдельному российскому региону, откуда ребята приходят служить и откуда возвращаются домой настоящими мужчинами.


Шефская работа над кораблями Российского флота в Ставропольском крае имеет свои традиции.


В 1998 году губернатор Ставропольского края А.Л. Черногоров подписал договор о шефских связях края и 31-й Краснознаменной дивизии атомных подводных крейсеров Северного флота. Официально за каждой подлодкой были закреплены конкретные районы и города Ставрополья. В День подводника и День Военно-Морского флота делегации ставропольчан прибывают к морякам-североморцам в г. Гаджиево. Привозят подарки. Но главное не в этом, а в том, что это помогает установлению более тесного и конкретного сотрудничества в вопросах военно-патриотического воспитания молодежи Ставропольского края, содействию, возрождению и развитию флотских традиций, поддержания высокой боевой готовности северного соединения, обеспечения социальной защиты военнослужащих.


Уже долгие годы складываются, правда, по-разному в разное время контакты Ставропольского края и Черноморского флота. Скажем, Ставрополь несколько лет шефствовал над подводной лодкой, Новоалександровский район — над дивизионом малых ракетных катеров, Пятигорск - над подводной лодкой, Кисловодск и Минеральные Воды - над базовыми тральщиками.


Шефские связи Ставрополя с подводной лодкой Черноморского флота начинались куда как хорошо. В начале девяностых по инициативе Анатолия Ивановича Бурмистрова, сына прославленного героя-подводника, в Ставрополь приехала делегация с подводной лодки Черноморского флота «Варшавянка». Встреча представителей экипажа и общественности города была очень теплой, тем более что она совпала с Днем


города. В считанные дни был заключен шефский договор с городским Советом народных депутатов и командованием подлодки. События 1993 года прервали шефские связи, но ненадолго. Вскоре был составлен и подписан новый договор о шефских связях. На этот раз при содействии регионального отделения Движения поддержки флота договор подписали командир «Варшавянки» капитан II ранга Александр Романов и бывший глава города Ставрополя Михаил Кузьмин. К взаимному удовлетворению подписанный договор включал в себя практически весь спектр дружеских связей и взаимной поддержки, максимум из возможных направлений сотрудничества. Однако все дело закончилось несколькими взаимными визитами. А в последнее время Ставрополь молчит на все предложения черноморцев-подводников.


Это говорит о том, что шефство не может ограничиваться какими-то разовыми акциями, «случайными» встречами и визитами. Для плодотворного сотрудничества необходима постоянная и целенаправленная работа, ведущаяся двумя сторонами, ясно представляющими, зачем они это делают и кому это нужно. Хочется верить в скорейшее возобновление шефских связей Ставрополя и моряков-подводников-черноморцев.


В 2000 году Ставропольским региональным отделением Движения поддержки флота при поддержке отдела морской охраны Северо-Кавказского регионального управления Федеральной пограничной службы России была открыта морская школа. Школа осуществила два выпуска, но в связи с уходом руководителя работа школы пошла на убыль. Практика показала невозможность осуществления таких мероприятий на голом энтузиазме. В настоящее время хорошее начинание может полностью прекратить свое существование.


Многие из ребят двух состоявшихся выпусков пошли в военные училища и на службу в армию. Командиры, как и сами ребята, очень довольны той подготовкой, которую они получили в морской школе, в ней ребята обучались даже водолазному делу.


Вывод напрашивается один — необходим анализ работы всех военно-патриотических организаций, работающих на общественных началах, и оказание помощи со стороны руководства города тем, кто работает успешно. Думаем, что в городе есть и ветераны флота, и патриоты, и меценаты, готовые оказать помощь в этом хорошем деле.


Однако вернемся к славному юбилею Российского подводного флота.


В эти праздничные для всех подводников дни Ставропольское региональное отделение движения поддержки флота и Народно-патриотический союз города Ставрополя горячо и сердечно поздравляют всех моряков, кто служил и служит на подводном флоте, ветеранов-подводников, тех, кто строил и испытывал подводные крейсера, со столетним юбилеем подводного флота. Желаем всем крепкого здоровья, успехов, счастья, благополучия и семь футов под килем.


С праздником, дорогие товарищи!


Н.М. ТОМИЛКО, председатель Ставропольского регионального отделения Движения поддержки флота.


А.С. ЧЕРНЫШЕВ, сопредседатель Координационного совета Народно-патриотического союза города Ставрополя, депутат городской Думы.


***


фото: