Главная >> 5 >> 20

ФЕЙЕРВЕРК КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

"Бизнес для всех" N 2


Компания "Пиро-класс" устраивает по триста пиротехнических шоу в год. Владимир Рогалев, ее совладелец и коммерческий директор, считает свой бизнес перспективным и планирует в будущем вывести фирму на международный рынок


"Если ума - палата, надо ли платить за излишки площади?"


Б. Крутиер


Бизнес "с огоньком"


Тяга к пиротехнике впервые обнаружилась у Владимира Рогалева в пятилетнем возрасте - он, играя спичками, чуть не спалил родительский деревянный дом в Сибири. С тех пор прошло немало лет. Владимир получил техническое образование и в 1995 году перебрался в Москву. Пробовал себя в разных сферах, и совершенно случайно судьба свела его с фейерверками.


- После новогодних праздников пиротехника становилась никому не нужной, - вспоминает Рогалев. - Это сейчас уже сложилась определенная культура: люди привыкли праздновать дни рождения, свадьбы, отмечать корпоративные вечеринки "с огоньком". А в середине 1990-х и фейерверков-то практически не было, только новогодние хлопушки и салюты, которые военные устраивали на 23 февраля и на День победы. Фейерверками занимались в основном пиротехники с киностудий. Но постепенно в России прижились западные традиции зажигательных праздников, и появились компании, не только продающие пиротехнику, но и устраивающие профессиональные шоу.


Владимир Рогалев увлекся пиротехническим бизнесом и стал осваивать искусство фейерверков. Он познакомился со своим будущим партнером Олегом Павличенко. Пережив кризис .1998 года, Владимир и Олег стали, думать о самостоятельности. Но, прежде чем открывать свою фирму, нужно было набраться опыта и зарекомендовать себя.


- Мы объехали всех пиротехников, каких знали, - рассказывает Владимир. - В течение года все заработанные деньги вкладывали в дело: закупали материалы, брали товар на реализацию. И в 2000 году смогли организовать свое предприятие.


Отбор сотрудников проходил очень строго. Сейчас в "Пироклассе" работает 15 человек - почти все они в компании с самого старта. Четкого разделения обязанностей нет - каждый должен уметь и закупить пиротехнику, и реализовать ее, и организовать фейерверк. Людей со стороны партнеры не берут - хватает знакомых, которые просятся на работу по рекомендации. Новичков тщательно проверяют: как те ведут себя на мероприятиях, насколько инициативны, сообразительны, обучаемы. А еще - насколько заряжены энтузиазмом. Ведь без него, утверждают основатели компании, пиротехникой заниматься невозможно.


Цена двух минут восторга


Сейчас у компании три направления бизнеса: оптовая продажа пиротехники, розничная торговля через собственный специализированный магазин и организация салютов и фейерверков. Рентабельность пиротехнических шоу, по словам Рогалева, - 15-20 %, оптовых продаж - 10-12 %, розничных - 20-25 %. Фирма получает примерно одинаковую прибыль по всем направлениям. В год "Пирокласс" выполняет в среднем 300 заказов. Клиенты приходят в основном по рекомендации тех, кто уже пользовался услугами фирмы. Массированной рекламной атаки пиротехники не проводят, традиционной рекламой пользуются по бартеру. Например, в обмен на продвижение компании по радио "Серебряный дождь" устраивают фейерверки на всех мероприятиях радиостанции, включая церемонию вручения "Серебряной калоши".


О финансовой части своего бизнеса Владимир Рогалев говорит неохотно, уверяя, что не в деньгах счастье, но некоторыми цифрами все же поделился, Например, минимальная стоимость заказа на организацию фейерверка в компании "Пиро-класс" - 18-20 тыс.рублей.


- Иначе нерентабельно, - объясняет коммерческий директор. - Две трети стоимости заказа - это цена материала, плюс транспорт и зарплата пиротехникам. Если клиент попросит за 20 тысяч рублей стрелять 20 минут, мы откажемся. Это скорее двухминутное представление.


Пиротехнические материалы компания на 80 % закупает в Китае. Сотрудники фирмы сами выезжают за границу, чтобы выбрать товар. В Китае долго искать поставщиков не нужно - продавцы сами наперебой предлагают свои услуги. Но выбрать надежного партнера с оптимальным по цене и качеству товаром можно только опытным путем.


Стоимость пиротехнических изделий колеблется там от доллара до десяти за штуку. "Пиро-класс" предпочитает семидолларовые: и цена небольшая, и качество высокое. Примерно 20 % продукции приобретается в России, в Сергиевом Посаде, который считается отечественной столицей пиротехники.


"Пиро-класс" реинвестирует собственную прибыль в развитие бизнеса. Полгода назад фирма приобрела у томской компании "Рипс" за 500 тыс.рублей уникальное компьютерное оборудование, позволяющее моделировать фейерверк на экране, а потом воплощать его на местности одним нажатием кнопки. Оборудование обеспечивает устойчивую радио-связь в радиусе нескольких километров и оснащено автономными пультами на случай обрыва связи. С помощью компьютера пиротехнические эффекты полностью синхронизируются с музыкальным сопровождением.


В пиротехническом бизнесе есть определенный риск. Никто не даст гарантии, что каждый снаряд сработает на сто процентов, даже если закупать товар только у проверенных поставщиков и не экономить на качестве материала. Поэтому у "Пирокласса" есть дополнительная статья расходов на страхование. Фирма страхует ответственность сотрудников за ущерб, причиняемый третьим лицам. Каждый из них застрахован на миллион рублей.


Будни создателей праздника


"Пиро-класс" может устраивать до шести больших фейерверков одновременно. Для организации праздника нужен один специалист высокого класса (руководитель работ) и несколько помощников, прошедших обучение. Композиция фейерверка зависит от фантазии специалиста и места проведения шоу.


- Мы привязываемся к площадке, - объясняет Владимир. - Фейерверк делится на несколько уровней, начиная от низкого и заканчивая высоким. Низкий - это фонтаны и фигуры, средний - римские свечи, салютные батареи до 50-70 метров, а под конец - высотный фейерверк до 350 м над землей.


Труднее всего расположить в небе геометрические фигуры. Ветер, сила заряда и другие практически неподконтрольные пиротехникам факторы могут повернуть фигуру так, что ее невозможно будет увидеть с земли.


Больше всего работы у пиротехников на Новый год, следующий пик - Красная горка, традиционная пора свадеб - в первое воскресенье после Пасхи. Много фейерверков устраивается в августе-сентябре, когда столица празднует свой день рождения и начинается новая волна свадеб.


Другие пиротехнические фирмы "Пиро-класс" считает скорее партнерами, чем конкурентами. Совместные проекты в этом бизнесе не редкость - например, питерская фирма "Пиротехнические дворы Петергофа" пригласила "Пиро-класс" вместе поработать на 300-летии Санкт-Петербурга, компания "Салют Сибири" - на 400-летии Томска. Владельцы компании тоже делятся заказами с друзьями-партнерами из других городов. У компании есть не только партнеры, но и собственные дилеры в разных городах России - их сотрудники приезжают обучаться в "Пиро-класс".


В планах компании - выход на мировой рынок. За рубежом регулярно проводятся международные фестивали, где можно показать свое искусство и получить новые заказы.