Главная >> 5 >> 2

Муравьи капитализма

Имя им легион. Число - бесконечность. Каждое утро спешат они в офисы, боясь опоздать. В руках - папки и барсетки. На покрасневших от бритья шеях - в меру модные галстуки. Те, кто пока еще ездит в метро, читают "Коммерсант" (или делают вид). Некоторые ничего не читают (потому что "Ночной дозор" не помещается в папку). Их присутствие на семейных торжествах провоцирует дальних родственников на оживленные дискуссии о Березовском, Ходорковском и, конечно, "Челси". Нашим героям это льстит: приятно знать, что ты в одной обойме с миллиардерами. Значит, шанс есть. Его не может не быть (ведь именно этому учат на тренингах)...


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ


Виктору - тридцать. Он - мерчандайзер в хорошей компании, представляющей марку достойного алкоголя. Мерчандайзер, если в общих чертах, это парень, следящий за тем, как продукция его фирмы расположена на прилавках магазинов. С понедельника по пятницу Виктор надевает костюм (либо темно-синий, либо серый), садится в "восьмерку" и едет в офис. Красивый офис в здании из бетона и стекла в самом центре города. Проведя там пару часов и получив инструктаж, Виктор едет обратно - потому как магазины, с которыми он работает, находятся в его районе. С 10.00 до 17.00 наш герой совершает объезд супер- и гипермаркетов. Зажав папку под мышкой, ходит вдоль прилавков, наметанным глазом подмечает: этот напиток выставлен рядом с конкурирующей маркой, а вон тот - вообще задвинут на галерку. Непорядок. Далее - беседы с администрацией, просьбы, увещевания.Виктора уже знают, к нему привыкли.


Но работу свою он ненавидит. Напившись, кроет последними словами. Боится увольнения. В то же время с готовностью рассказывает о корпорации. Показывает проспекты. Рассуждает о бонусах - важной составляющей жизни мерчандайзера. Не чурается фраз "Мы, компания...". Видно, что Виктору, несмотря ни на что, приятно быть частью чего-то большого и солидного. Хотя шансов сделать карьеру у него немного - по причине чужеродности. "Воротничком" (клерком, менеджером и т. д.) нужно родиться. Или очень захотеть стать. В противном случае так и будешь прозябать на нижних ступеньках длинной служебной лестницы.


Впрочем, иногда лестница эта бывает удивительно короткой. Общался я как-то раз с директором по маркетингу одной известной компании. Парню точно не больше 22-24 лет. Как работает, не знаю, но говорит складно. Часто употребляет словосочетание "человеческие ресурсы". У них даже отдел кадров называется "отдел человеческих ресурсов". Все по-взрослому. А в коридоре висит памятка для служащих - как отвечать на телефонные звонки. Учтены все возможные варианты, вплоть до того, что делать, если коллега, которого хотят слышать на том конце провода, отошел в туалет. Очередность фраз утрамбована нумерацией. А каждая из реплик прописана дословно. И не дай Бог вам случайно поменять слова в предложении местами.


Ибо сначала приветствие. Затем название фирмы. Название отдела. Фамилия, имя. Должность. Телефоны могут прослушиваться, поэтому лучше не искушать судьбу.


Хочется верить, что в туалет "человеческие ресурсы" ходят не по расписанию.


КОРПОРАТИВНЫЙ ПЛЕНЭР


То, что коллектив - это сила, поняли не только коммунисты. Именно поэтому контакты между сотрудниками приветствуются и поощряются. Более того, стимулируются - при помощи корпоративных праздников и не только. Форма, наполнение и размах зависят от уровня компании, ее стиля. Оптимальный вариант - выезд на природу. Арендуется мотель (пансионат). Отдел PR ("человеческих ресурсов") разрабатывает план мероприятия, культурную программу. Если дела идут хорошо, выписываются артисты. Правда, в большинстве своем все это совершенно излишне, потому как "корпоративная вечеринка" (party) в девяноста случаях из ста оборачивается банальной русской пьянкой. И модный джаз-фанки-хаус однозначно вытесняется Ириной Дубцовой. А то сложно изображать европейца после третьего стакана.


Рассказывает Евгений, 26 лет, менеджер:


- Недавно наша фирма отмечала годовщину открытия питерского филиала. Была вечеринка в пафосном ресторане, приехало московское начальство, все было круто и очень стильно. Мы регулярно - для имиджа - выступаем спонсорами концертов всяких модных коллективов, играющих лаунж (лаунж - приджазованная музыка, крайне популярная несколько лет назад. - Прим. авт.). Так что на нашей вечеринке сначала звучало именно такое. Все пили аккуратно, ходили, общались, прямо сериал "Секс в большом городе", Нью-Йорк - не отличишь. Но видно было, что это игра такая. В итоге потом, когда Москва свалила, началась реальная пьянка. Генеральный плясал под "Фабрику"... короче, нормально так. Как у всех.


"Я - РЕРАЙТЕР!"


Вот так: детали ваши, - сборка наша. На выходе все равно выходит продукт отечественного разлива. Понятно, что Москва не сразу строилась, да и местная специфика, тем более такая, как наша, много значит. Все равно смешно бывает.


Работал я как-то в одной редакции, почти начальником был. Набирали штат авторов. Претенденты засыпали резюме - желающих было достаточно. С каждым нужно общаться. Приходит дядечка интеллигентного вида, жанр "кухонный либерал". Бородка, очечки. Джинсы, демократический джемперок.


Выслушивает от меня пожелания и требования, после чего говорит:


- Мы с вами, видимо, друг друга не совсем поняли.


- Я не журналист. Я - стилист.


- Как понимать?


- Моя работа - править чужие тексты.


Дает визитку: имя-фамилия, телефон и золотом посередине: "Стилист-консультант. Рерайтер". Прощаясь, предлагает свои услуги - если что поправить надо, авторы там плохо напишут или концепцию какую раскрасить художественным языком. (А редактор на что тогда, спрашивается?)


Рассказываю эпизод, вернувшись к коллегам в общую комнату, и получаю комментарий: - Рерайтер... Короче, литературный редактор по-старому.


Господин быстро сориентировался в сегодняшних реалиях...


Ничего против этих людей я не имею, упаси Боже. Профессии всякие нужны, профессии всякие важны. Не о том речь. Время сейчас шустрое, энергичное - капитализм строим. И от него, капитализма, никуда не деться. Нормальное дело. Просто с учетом опять-таки наших, российских реалий выходит, прямо скажем, своеобычно. Прибавьте к тому стремление выдавать желаемое за действительное... тоже характерная для нынешних дней особенность. Нет, а хочется. Хочется причислять себя к среднему классу. Быть "яппи" или менеджером среднего (высшего) звена.Впрочем, желание - половина успеха. Так что пусть хочется.


На вопрос "Хочешь стать менеджером?" из пяти опрошенных детей в возрасте от 11 до 16 лет четверо ответили "Да".


***


КСТАТИ


Средняя зарплата мерчандайзера: 12-20 тысяч рублей Популярные термины: брэнд-менеджер, тренинг-менеджер, супервайзер, продукт-менеджер, региональный представитель.