Главная >> 5 >> 2

Призраки дома у мельницы

Сегодня в Доме кино состоится вечер студии "Леннаучфильм". Это мероприятие "для своих". Однако полагаю, что и просто петербуржцам небезынтересно узнать, что 72-летняя киностудия на Мельничной улице в общем (хоть и не "в целом") жива. И за прошлый год сделала 11 новых фильмов (из них - три дебюта), четыре фильма - редакции старых картин и еще три заказные "единицы".


Все эти труды были предъявлены специально приглашенному жюри, в которое вошли режиссеры-документалисты Михаил Литвяков (председатель жюри) и Павел Медведев, оператор Николай Волков, композитор Сергей Баневич, звукорежиссер Леонид Гавриченко, президент петербургской Ассоциации кинокритиков киновед Александр Поздняков и ваш корреспондент.


Жюри внимательнейшим образом ознакомилось с годовой продукцией и после довольно жарких обсуждений распределило призы, которые и будут сегодня вручены. Никого не хотелось обидеть - пришлось обидеть всю студию сразу: на полновесный настоящий "Гран-при" не тянула ни одна картина. Но и все остальные номинации оказались заполнены с оговорками.


Почти каждая работа чем-то хороша, и говорить хотелось бы о каждой отдельно. Место не позволяет. Поэтому - лишь самые общие черты. В иных работах вылезает личный интерес авторов. Бывает, профессиональные параметры в порядке, но штампы замучили создателей. Где-то приходится соглашаться, скажем, с использованием, по бедности, готовых музыкальных записей, что особенно огорчало, конечно, Сергея Петровича Баневича, который вспоминал, что на этой студии записывал музыку к фильмам даже сам Шостакович. Нередко новая конъюнктура просто, извините, выпирает из кадра и дикторского текста. Часты уступки плохому вкусу. Запредельно много морализаторства. Некоторые картины сделаны по шаблону семидесятых годов.


При этом четко ощущаешь почти в каждой картине остатки высочайшей кинематографической культуры, которую еще несут старые мастера (теперь тоже совершающие перечисленные огрехи) и которая все еще витает в этих старых стенах. И концентрируется, кстати, в потрясающем студийном музее. В этом небольшом помещении, наполненном прекрасными лицами и "голосами" призраков прошлого, впору лишь плакать благодарными и бессильными слезами от осознания того, какая Атлантида (еще одна) ушла на дно.


И - вот ужас! Смотришь нынешние картины "Леннаучфильма" и четко понимаешь: они никому сейчас не нужны. Ни государству, которое их финансирует, - поскольку нигде не показывает. Ни публике, которая смотрит совершенно иное по телевидению. Ни телевидению, которое в своих образовательно-учебных и популяризаторских программах выработало иной формат (информация плюс развлечение). А традиционный "научпоп" тяжеловесен крайне...


Один фильм порадовал всех. Как ни странно, заказной. К юбилею "Гостиного Двора" фирма оплатила две "себяпрославляющие" картины для показа на корпоративных праздниках и при прочих удобных случаях. Мы видели фильм "Империя купцов-2". Как встретились автор сценария Ольга Цехновицер и композитор Ирина Цеслюкевич с режиссером Дмитрием Коваленко и студией - бог весть. Однако в итоге получился во многом прелестный и весьма содержательный (множество исторических фактов, архивных документов, рисунков, живописи, фото- и кинохроники, архитектурных проектов) рассказ о достопримечательности Петербурга. Выполненный к тому же с применением коллажа и анимации, игровых сценок и хрестоматийных кадров из, например, "Шинели" Алексея Баталова с Роланом Быковым в главной роли. А местами фильм оказался даже оперой - и "Дети Розенталя" легко могут потесниться... Сергей Петрович Баневич очень одобрил.


Почему такая удача, неведомая, увы, публике? Не в средствах, разумеется, дело. Дело в таланте авторов, в их выдумщицкой натуре, в профессионализме и современном взгляде на искусство (госпожи Цеслюкевич и Цехновицер то и дело устраивают различные художественные акции в Союзе композиторов и вообще в городе).


Эти свойства художников абсолютны - либо есть, либо нет. Однако нельзя сказать, что в Петербурге мало творцов, у которых - есть. Мне трудно давать какие-то советы, но, думаю, без таких людей популярное и тем более научно-популярное кино станет совсем призрачным. Банально уже ссылаться на блестящую работу в этом жанре телекомпаний BBC, Arte или NHK, но их пример до сих пор как-то не заразил наших соотечественников. На праздновании 70-летия студии генеральный директор телеканала "NBN - Рамблер телесеть" Олег Радзинский говорил о взаимовыгодном сотрудничестве, да неизвестны нам его плоды.


Меж тем в воздухе витает возможность грядущего объединения трех государственных киностудий города - "Ленфильма", Студии документальных фильмов и "Леннаучфильма" (их коллекции уже объединены). И тогда только часть общего Музея кино расскажет любознательному юноше о той эпохе, когда на экране были не только экранизации комиксов.