Главная >> 5 >> 2

Эта неразменная «копейка»

Народный автомобиль, символ эпохи... Какими только эпитетами не награждали ту, что совершила настоящий переворот в умах миллионов советских


граждан. Сегодня первенцу Тольяттинского автозавода- 35лет


***


Бодрый памятник


А еще ее, «копейку», можно было бы назвать героем нашего времени. Хотя бы потому, что спустя двадцать лет после прекращения выпуска она не прекратилась в музейный экспонат: и сегодня по дорогам мира бодренько бегают тысячи «ноль первых». Латаные, перекрашенные, с неоднократно расточенными и перебранными движками, замененными узлами и агрегатами «копейки» являются нам в образе мудрых долгожителей, словно бы знающих тайну бессмертия, вызывая восхищение своей неприхотливостью, надежностью, выносливостью.


Пример с «копейкой» — один из тех редких случаев, когда герой удостаивается памятника при жизни. В июне прошлого года московский дилер АвтоВАЗа установил его на въезде к одному из своих офисов. Все как положено: мраморный пьедестал, на нем - «копейка» в натуральную величину.


Поэтому, когда на исходе XX века в отечественной автотусовке возник вопрос, какую из наших машин можно назвать автомобилем столетия, длительных прений не возникло — ею стала тольяттинская «копейка». Интересно, какая модель АвтоВАЗа будет претендовать на эту роль в XXI веке — «полтинник», а может, даже «целковый»? Остается только гадать. Да это сейчас и не важно.


Главное, что ВАЗ-2101 установил новые стандарты для отечественного автомобиля. И теперь наследники «копейки» продолжают задавать стандарты в российском автомобилестроении. В то время как в России еще не приняты даже экологические нормы Евро-2, последние модели АвтоВАЗа Lada Kalina и Lada 110с новым двигателем 1,6 л уже отвечают стандартам Евро-3.


***


Найди тысячу отличий


Прототипом для создания нового советского автомобиля был итальянский Фиат-124. Но при внешней схожести итальянец и русский отличались друг от друга принципиально: всего у «копейки» и «Фиата» можно насчитать больше 800 различий.


На ВАЗ-2101 стоял двигатель с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. Диаметр цилиндра был больше на 3 мм (у «Фиата» — 73 мм), ход поршня — меньше. Двигатель стал более приемистым.


В сцеплении увеличили наружный диаметр накладок — со 182 до 200 мм. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов.


Дорожный просвет у «копейки» увеличился со 164 до 175 мм, правда, только в передней части, так как сзади это не позволял картер неразрезного моста. Практически полностью переработана передняя подвеска: изменена кинематика, усилены пружины и шаровые опоры.


Испытания на отечественных дорогах показали, что фиатовские задние дисковые тормоза надо менять на барабанные — колодки стирались за месяц-два.


Вазовский кузов был усилен. Автомобиль стал тяжелее: его снаряженная масса увеличилась с 855 до 945 кг.


На бамперах появились «клыки» (от которых отказались на «одиннадцатой» модели), в переднем бампере - дырка для кривого стартера. Появились и проушины для буксировки. Передние сиденья стали раскладывающимися. В общем, советские инженеры в соавторстве с итальянцами постарались учесть все неприятности нашего автомобилиста, поджидающие его на дорогах, лишенных какого-либо сервиса.


***


Ты помнишь, как все начиналось?..


Начало производства автомобилей «ВАЗ» стало важным шагом вперед в развитии отечественного автомобилестроения. В стране появился крупнейший автозавод не только по отечественным, но даже и по европейским меркам.


И первенец АвтоВАЗа оправдал ожидания его создателей: с 1970 по 1983 год было выпущено более 2 миллионов 700 тысяч автомобилей ВАЗ-2101.


В апреле 1971 года автомобиль ВАЗ-2101 впервые появился на мировом рынке: в Болгарии, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Югославии. Вскоре они начали бегать по дорогам Франции, Австрии, ФРГ, Швейцарии, Нигерии, Египта.


Розничная цена на ВАЗ-2101 была установлена правительством в 5500 рублей. Но, несмотря на то, что среднемесячная зарплата того времени составляла чуть больше полутора сотен рублей, увидеть «копейку» в автомагазине в свободной продаже было невозможно. Цены «черного рынка» колебались от 7 до 10 тысяч рублей.


И все же именно благодаря АвтоВАЗу наше Отечество перестало быть страной пешеходов и пассажиров: с 1970 по 1980 год парк личного автотранспорта увеличился с 1 миллиона 325 тысяч машин до 7 миллионов 390 тысяч. И главную роль в этом преображении сыграла «копейка».


В дальнейшем ее наследники становились не менее популярными — и сейчас, поданным ГИБДД, тольяттинские автомобили составляют более половины от всего автопарка страны. А в прошлом году с конвейера АвтоВАЗа сошел уже 22-миллионный автомобиль.


А Волжский автомобильный завод стал и продолжает оставаться крупнейшим автопроизводителем в стране. Ежегодно, завод выпускает около 700 тысяч «Лад» — показатели, которые не снились ни одной из иностранных компаний, самые успешные из которых продали у нас в прошлом году в 10 с лишним раз меньше своих автомобилей.


***


Звезды тоже когда-то водили «Жигули»


Многие известные ныне люди не всегда ездили на престижных иномарках — когда-то они сидели за рулем обычной «копейки».


Известный тележурналист Евгений Киселев как-то признался, что первая машина - ярко-красная «копейка» — не раз выручала его в трудную минуту. На ней Евгений Киселев подрабатывал частным извозом, когда до зарплаты не оставалось ни копейки. Правда, с приходом известности и узнаваемости (и ростом благосостояния) ведущий «Итогов» возить пассажиров перестал.


Несмотря на то, что в «Служебном романе» любовник героини Алисы Фрейндлих пиарил машину другой марки (восхищенно назвав ее малогабаритной квартирой), актриса на гонорар от фильма приобрела ВАЗ-2101.


Первые навыки автомобилиста-любителя Ирина Аллегрова получила за рулем своей подержанной «копейки» канареечного цвета, приобретенной в 1984 году. — Я сейчас очень редко вожу, — призналась певица. — У меня есть водитель. Но если сажусь за руль, то ограничений в скорости не признаю - люблю погонять с ветерком. Правда, в условиях мегаполиса осуществить это реально только ночью.


Те, кто бывал в роли пассажиров Ирины Аллегровой, признают единодушно: всю дорогу их не покидало желание крепко держаться за ручки «Мерседеса» певицы.


А вот писатель Владимир Сорокин признался, что, когда сочинял сценарий к фильму «Копейка», машину еще не водил:


- Поэтому для меня «копейка» была не лучше и не хуже других марок. Просто когда" Иван Дыховичный поделился со мной идеей снять фильм на эту тему, у меня возникло желание сделать автомобиль живым персонажем.


***


Тольятти сегодня гуляет


Дню сборки первых автомобилей — 19 апреля — на АвтоВАЗе официально присвоен статус корпоративного праздника (их на заводе всего два, еще один — 20 июля, дата основания предприятия). День рождения «копейки», как неформально называют эту апрельскую дату, всегда отмечается на заводе с особым размахом. На предыдущий юбилей -30-летие сборки первых автомобилей — вазовцы заставили музейный ВАЗ-2101 вспомнить молодость. Вновь пустили его по главному конвейеру. Правда, до винтика разбирать раритет не стали, а всего лишь сняли с него колеса, чтобы прикрутить их уже на финише сборочной линии.


Мероприятия в честь 35-летия пройдут уже вне производственных цехов, что, пожалуй, верно — завод не театр. Сценарий праздника традиционен: встречи ветеранов, концерты различных местных коллективов, выставки и спортивные соревнования.


Сегодня будут подведены итоги ежегодного вазовского конкурса «100 лучших работников». Для них, других передовиков и ветеранов во Дворце культуры и техники АвтоВАЗа состоится праздничный вечер. Ну а если учесть, что отношение к автозаводу имеет почти все население Тольятти, очередной вазовский юбилей обещает вылиться в общегородской.


***


фото: Первые шаги в историю; Вот таких красавиц до сих пор можно встретить на дорогах России.