Главная >> 5 >> 2

ЕЛЕНА АБРАМОВА И ДИРЕКТ-МАРКЕТИНГ ПО ПОЛНОЙ ПРОГРАММЕ

Родилась в 1951 году в Москве


Закончила геофак МГУ


Работала геологом в системе РАН, менеджером по рекламе и редактором в одном из рекламных агентств


С 1996 года - генеральный директор директ-маркетингового агентства полного цикла "АргоЛайнс"


Поисковый период


В 1992 году, закончив аспирантуру и пройдя предзащиту кандидатской диссертации, я уволилась из НИИ. Почему? Во-первых, не устраивала оплата труда. На тот момент те, кто продавал еду, могли купить себе сапоги, а те, кто продавал сапоги, могли купить еду. Научные работники в этом процессе просто не участвовали. Во-вторых, наступило личное разочарование в самой работе. К тому же мне предложили место в частной компании. Предполагалось, что одним из направлений ее деятельности будут геологические разработки, где могут пригодиться мои знания. Однако руководители компании не смогли правильно поставить дело. И, когда пришло время отрабатывать кредиты, нам пришлось заняться Е торговлей помидорами и луком. Стоя за прилавком овощной палатки, мы - обладатели дипломов технических вузов - взвешивали товар так точно, что у нас не было отбоя от покупателей. Не пожалела ли я тогда о своем уходе из НИИ? Нет. Это было какое-то очень лихое и веселое время, когда все, независимо от образования, брались за любую работу.


В 1993 году по объявлению пришла в рекламное агентство, которое издавало еженедельник "Деловой визит". Конкурс на должность менеджера по рекламе был большой. Те, кто его прошел (в том числе и я), очень гордились собой, объясняя случившееся исключительно личными деловыми качествами. Каково же было наше разочарование, когда вскоре выяснилось, что просто молодая жена директора агентства распорядилась принимать на работу дам исключительно бальзаковского возраста, к которым мы и относились. В то же время директор был человеком очень энергичным и легко принимал кадровые решения . Можно было прийти к нему работать на самую незначительную должность, а вскоре, проявив себя адекватным образом, стать одним из руководителей фирмы. Со мной так и произошло. Достаточно быстро меня назначили редактором рекламного еженедельника "Деловой визит". Однако в 1996 году директор решил посвятить себя туристическому бизнесу. Я же зарегистрировала и возглавила собственное агентство "Арго Лайнс".


Процесс пошел


Довольно быстро наше агентство стало успешно работать на рынке директмаркетинговых услуг. Сейчас мы позиционируем себя как директ-маркетинговое агентство полного цикла и выполняем целый ряд работ, которые являются составными частями любых директ-маркетинговых акций. Сюда входит директ-мейл (прямая почтовая рассылка информационно-рекламных материалов), распространение бесплатных периодических изданий и печатных рекламных материалов по почтовым ящикам жилых домов, ручная раздача рекламных материалов на улицах, курьерская доставка, доставка карт платежных систем населению. Наряду с этим мы ведем большую аналитическую работу, создаем и поддерживаем в рабочем состоянии несколько баз данных юридических лиц Москвы и России, жилого фонда Москвы и Подмосковья. Выборки на основе наших данных могут делаться по любым параметрам - территориальному, роду занятий и т. п. У нас есть собственная производственная база, сеть распространителей и курьеров. Для проведения промоушн-акций мы можем не только предоставить квалифицированных промоутеров и супервайзеров , но и разработать сценарий, маршруты, взять на себя все согласования с пунктами проведения акций, помочь с изготовлением РОS-материалов.


Чем для меня является предпринимательская деятельность? Конечно, не только инструментом для решения финансовых вопросов, но и способом самореализации. Дело в том, что мой бизнес не менее интеллектуален, чем научная работа. И в то же время - более живое дело. Достаточно азартному человеку здесь можно найти многое для тренинга мозгов, развития мобильности. Ситуация на рынке меняется быстро и часто. Но даже в экстремальных условиях предпринимателю надо уметь находить оптимальные решения. Конкуренция на нашем рынке большая, жесткая и разная. С одной стороны, существуют фирмы, образованные при государственных структурах. С ними соперничать сложно, так как они, пользуясь определенными привилегиями, могут предложить более дешевые услуги. С другой стороны, активно работают частные компании, с которыми мы общаемся и даже выручаем друг друга. Черный PR у нас не практикуется. И не только потому, что агентства придерживаются определенных профессионально-этических правил (мы, например, входим в Российскую Ассоциацию директ-маркетинга), но и потому, что каждый на нашем рынке владеет одинаковыми методами и мы можем ответить обидчику адекватным образом. Так что бизнес для меня - это еще и стремление стать лучшей среди равных. Ну и, конечно, предпринимательская деятельность предполагает возможность общения с самыми разными заказчиками и сотрудниками.


Диктатура взаимопонимания


На данный момент в нашем агентстве трудится 50 штатных сотрудников. Ядро коллектива составляют те, кто работал со мной еще в "Деловом визите". Сначала мы заполняли появляющиеся вакантные места за счет знакомых и их знакомых. Теперь в нашем агентстве есть менеджер, решающий вопросы внутрифирменного рекрутинга. Перед тем, как познакомиться со мной, претендент на трудоустройство проходит собеседование с руководителем того отдела, где есть вакансия. Отношения в коллективе дружеские. Иногда это, конечно, мешает. Но я уверена - значительно больше вредит делу жесткая субординация. Мне приходилось бывать в таких фирмах, где господствует диктатура директора, которому никто из подчиненных не может сказать: "Что ты делаешь? Вопрос надо решать совсем по-другому!" А ведь это порой бывает очень полезно, так как мнение рядового работника фирмы, болеющего за общее дело, может подсказать свежее, неординарное и правильное решение. Я всегда готова, если не принять сразу, то во всяком случае рассмотреть предложение любого коллеги. Это активизирует творческие способности сотрудников, вселяет в них уважение к руководителю компании. Я же стараюсь завоевать уважение сотрудников, чтобы им пользоваться. Мотивация у нас, на первый взгляд, простая - каждый работник получает оклад и премию по результатам труда. При этом все понимают, что финансовые показатели предприятия напрямую сказываются на благосостоянии каждого.


Устраиваем ли мы корпоративные праздники? Обязательно. Это - Новый год и летний День здоровья (он совпадает с моим днем рождения). Отмечаем и дни рождения сотрудников. Весь коллектив "за" такие мероприятия. Правда, теперь, когда нас стало 50 человек, я начала подумывать о том, чтобы отмечать дни рождения как в детском доме - всех "апрельских" , "майских" и т. д. в один день. А еще я всегда оплачиваю стоимость курсов, которые посещают наши сотрудники по менеджменту, информационным технологиям, бухучету и др. и считаю, что любые знания лишними не бывают и обязательно пригодятся, если не сегодня, то завтра.


Что день грядущий нам готовит?


Наш рынок готовится к серьезному всплеску директ-маркетинга. Это предполагает само развитие рыночных отношений. Например, в Германии количество рассылаемых рекламных материалов в 10 раз выше, чем в России. Вообще мы по своим характеристикам определенным образом отражаем современное состояние страны. Замечено, что, когда в государстве все более или менее стабильно, большим спросом пользуется адресная рассылка, так как она предполагает длительное общение в виде письменного диалога. Когда нарушается стабильность, количество обращений через директ-мейл резко сокращается. На первый план выходит безадресная рассылка по почтовым ящикам как способ быстрого оповещения о товарах и услугах. Сейчас на основе этих критериев можно говорить об определенной стабильности в стране.


Вместе с тем происходит консолидация бизнеса и формирование структур. Я считаю, что вообще дело идет к тому, что многие малые и средние предприятия будут поглощены крупными. Мы уже получали предложение влиться в один достаточно известный крупный холдинг, которому хотелось бы иметь в своей структуре хорошо отстроенное директ-маркетиновое подразделение. Однако мы не договорились об условиях. Но, договорившись, наверное приняли бы предложение. Нам были бы полезны их обширные связи и большая клиентура. Конечно, это сулило потерю независимости. Но зато гарантировало стабильную работу и условия для развития. А пока мы самостоятельно расширяем свою деятельность - издаем газету "Магазин путешествий" , занимаемся туристическим бизнесом. Есть желание стать холдингом. Расширяться просто необходимо. Ведь дело, которое не расширяется, - умирает.


Как я смотрю в будущее? С чувством обоснованной настороженности. Хотя бы потому, что меня уже не один год удивляет тот факт, что государство выпустило из-под своего контроля сферу информации и массовых коммуникаций. Ведь в первую очередь всегда брали что? Почту, телеграф, телефон. То есть связь. Боюсь, счастливой забывчивости государства может скоро прийти конец. И хотя у меня - лицензированное агентство, которое регулярно проверяется, определенную неуверенность в завтрашнем дне я все же испытываю.


Есть ли шансы у тех, кто хочет сегодня начать свой бизнес и преуспеть завтра? Думаю, они не велики. В то время когда мы регистрировали свое предприятие, можно было расти и учиться по ходу дела. Сейчас изначально надо многое знать и уметь. К тому же практически все рынки уже поделены. Чтобы занять свою нишу, нужны свежие идеи. А еще очень важны люди. Я интересовалась, по каким параметрам можно оценить бизнес? Взять, например, ресторан. Оказалось, что здесь учитываются не только помещение, оборудование, но и... шеф-повар Вася, который делает такие вкусные котлеты, которых нет в соседних ресторанах. Поэтому если у вас есть или гениальная идея, или талантливый шеф-повар, или невероятно обаятельный менеджер, который приводит толпу клиентов, то, наверное, можно и сейчас браться за создание своего бизнеса и с оптимизмом думать о завтрашнем дне.