Главная >> 5 >> 19

Околица

ПРОЩАНИЕ С РОДИНОЙ


Двенадцать лет назад стало известно: через год-два жителей села Куянлы переселят в другие места. Кто-то горевал, а кто-то радовался, ведь переезжать из санитарно-защитной зоны "Астраханьгазпрома" предстояло в новые дома и квартиры. Плохо ли?


Но переезд затянулся как раз на эти двенадцать лет. Не получилось у областных властей выполнить обещание: перевезти разом все село - родных с родными, соседей с соседями. Денег не было. И стали переселять людей постепенно: кто-то переехал в соседнюю Растопуловку, кто-то в райцентр или даже в Астрахань. Первым предоставляли дома ветеранам, инвалидам, тем, кто больше всех в этом нуждался - все по справедливости, грех жаловаться.


Но, когда из села потянулись старики, Гульбану Яруллаевна Ильясова, школьный историк, спохватилась: вместе с домашним скарбом увозило старшее поколение часть привычной и знакомой жизни. Эта жизнь была на виду, но она могла исчезнуть, раствориться во времени. И тогда, чтобы сохранить память о малой родине, о родном селе и его жителях, решено было создать в Куянлынской девятилетней школе музей.


Остров без зайцев


"Куянлы" в переводе с ногайского означает "остров зайцев". Зайцев уже давно не видно в этих местах, но село и впрямь напоминает остров. Особенно в весеннее половодье. Добраться сюда, не рискуя застрять в непролазной грязи, можно только летом. В осеннюю распутицу дороги развозит, и сельчане остаются со своими проблемами один на один. Живут запасами муки, сахара, масла, завезенными до дождей, урожаем с личных огородов. А духовная пища - в школе. В селе на сорок дворов иного очага культуры никогда не было, и хотя в соседнем Аксапае клуб еще теплится, куянлынская школа полностью взяла на себя не только заботы о нравственном воспитании подрастающего поколения, но и о досуге односельчан. Все государственные, национальные и, само собой, школьные праздники проходили здесь. Оттого, наверно, так дружны между собой односельчане - и взрослые, и юные.


За выпускников Куянлынской девятилетки учителям никогда не было стыдно. Знания они получают крепкие, на вступительных экзаменах в вузы выглядят порой достойнее выпускников престижных гимназий. Уезжая из отчего дома в 14-15 лет, они рано становятся взрослыми. Многие заканчивают среднюю школу в Астрахани, а это значит - приходится жить на квартире, самостоятельно распоряжаться деньгами. Директор школы Файзия Айбадуллаевна Суншалиева рассказывает о своих воспитанниках с любовью. А на вопрос о том, что лучше всего характеризует их, подумав немного, говорит: во взрослой жизни у них всех очень крепкие семьи. Умеют любить и понимают, что такое ответственность. Корни такого отношения к жизни, конечно, в семье. И - в школе, что практически одно и то же.


Быть может, вы где-то слыхали про это,


А может, читали в стихах у поэта:


Родное окошко, родное крылечко


И сельская школа над тихою речкой.


Здесь корни страны, здесь истоки народа,


Снегов белизна, алый отблеск восхода,


И купол небес ослепительно-синий,


И сельская школа - надежда России...


В Куянлынской девятилетке все надежды всегда связывали с детьми. Что посеешь, то и пожнешь. И сеяли в душах любовь и уважение к старшим, отчему дому, малой родине, веря, что не пройдут даром уроки. Все окрестности вокруг села хожены-перехожены ребятами и учителями, научившими своих воспитанников замечать необычное в обыденном. И отношения с людьми строились по тому же принципу. Каждая семья, говорили учителя, уникальна, как уникальны и вы, наши дети. Всматривайтесь, вслушивайтесь, запоминайте и записывайте рассказы стариков - это с вами говорит само время, которого не вернешь, но сохранить память о котором возможно.


Небо в лодке


Ильвина Альбаева рассказала о судьбе своего прадеда Маку Альбаевича. Это одна из самых поэтичных историй в музее. Человек был примечательный, искренний, стихи писал о том, что трогало, во что верил - и о коллективизации, и о дорогом товарище Сталине. Войну прошел, уцелел, хотя и сильно израненный вернулся в родное село. А в селе вдовы, старухи да подросшие за войну девчонки на выданье. Только женихов не было. Но все же кто-то возвращался с войны, кто-то приезжал, случались и свадьбы. И каждой девушке дядя Маку - человек уважаемый, колхозный звеньевой - старался в приданое что-то добыть. А все же лучшего подарка, чем у сироты Джумабике, ни у кого не было. За ним Маку в город поехал. Ждет его на берегу Джумабике целый день, с места не сходит: вдруг отойдет, а в это время Маку и появится. Не дождалась, сама села в лодку - и на ту сторону Бузана. А вскоре и Маку с подводы сгрузил... зеркало! Джумабике задохнулась от счастья: "Это мне?!" "Тебе, дочка, на счастье". И поплыли, уложив зеркало на дно лодки. И казалось, что не зеркало, а небо везут в лодке.


Бабушка Джумабике жива до сих пор, правнуков нянчит и специально для Ильвины это рассказала, когда та по кусочкам стала собирать историю своей семьи. Она и другое вспомнила: как делил по справедливости звеньевой муку на всех колхозников - чашками, а сверху муку прикатывали скалкой, чтобы ровно было, чтобы всем хватило. Горькое воспоминание, Ильвина и его записала, только ее романтичная душа потребовала, чтобы вперед в сочинении был рассказ о зеркале. Бабушка Джумабике - справедливый рецензент - не возражала.


Ильвина за свое сочинение получила "пятерку" на уроке истории, хотя писала не ради оценки. Но Гульбану Яруллаевна Ильясова, учитель истории, сказала, что это серьезная исследовательская работа. И еще прочитала стихи:


Между взрослостью и детством


Нет мостов и сказок нет,


Остается нам в наследство


Только память прошлых лет.


Ильвина тогда подумала, что стихи не совсем правильные. Память - это и есть мост, по которому можно вернуться в прошлое, хоть в детство, хоть в юность. Вон как у бабушки Джумабике светились глаза, когда она о молодости своей вспоминала!


Экспонаты можно трогать руками


Сегодня в школьном музее не только ребячьи сочинения, нарисованные ими генеалогические деревья своих родов, но и собранные в альбомы и сборники пословицы, поговорки, поэтические вирши и предания их маленького народа, предметы старины и быта, одежда, кухонная утварь, старые фотографии и документы, а еще гильзы от снарядов и пробитая каска времен Великой Отечественной. Последний экспонат привез в музей выпускник школы, а ныне курсант академии МЧС Ильмир Таналиев. Участвовал в поисковой экспедиции по местам былых боев в Ленинградской области, оттуда каска. Неравнодушное отношение к жизни - вот что берут с собой в жизнь куянлынские выпускники. И это ответ на самый главный вопрос, волнующий педагогов: ради чего работаем?


Римма Уразова - выпускница Куянлынской школы, вернувшаяся в родную школу учительствовать, признается, что совместная работа учителей и учеников в музее создает в коллективе особые доверительные отношения. Это трудно объяснить, но это так и есть. Когда лучше узнаешь судьбы людей, живущих рядом, что-то происходит в душе. В эпоху оскудения человеческих чувств это ценится особо. Римма, включившись в работу, разыскала на Украине пропавшего без вести в Великую Отечественную войну деда. И уроки, которые проводит она в музее, для нее обрели личный смысл.


С самого начала повелось, что музей стал местом проведения самых торжественных, самых значимых и самых трогательных мероприятий. Здесь вручали паспорта четырнадцатилетним, объявляли имена победителей школьных состязаний и олимпиад, благодарили за небывалый урожай ученическую производственную бригаду, принимали в гости ветеранов села и участников известных джанибековских чтений.


С первого дня были приняты правила музейной деятельности: музей - это не склад старых вещей, это символ школы; музей всегда открыт для всех; экспонаты можно трогать руками. Замечательные правила, особенно последнее, которые помогают лучше узнать и ощутить историю. Но есть еще одно - правило не правило, но очень верный принцип, гласящий: "Каждый пришедший в музей может найти себя в ряду предшественников и потомков". Это значит - вглядывайтесь в историю внимательнее, ищите то, что созвучно вам, вашему ощущению времени.


Как и положено настоящему музею, у этого тоже есть книга отзывов. Среди прочих записей трогательно звучит признание в любви музею как "дому нашего счастья". Меньше всего от этих детских строк веет пафосом - они искренни, как искренне само восприятие школьной жизни.


Страна по имени Куянлы


Музея в Куянлынской школе больше не будет. Как не будет и самой школы: приказом районного управления образования она ликвидирована. Куянлы переселяется. Последний школьный праздник, совпавший с окончанием учебного года, собрал в школьном дворе оставшихся пока в селе односельчан, родителей, учителей и самих героев торжества.


На всех хватило добрых слов. Большим и маленьким было что сказать друг другу. Отныне их дороги расходились: кто-то переезжал в Астрахань, кто-то к родственникам в Красный Яр, Растопуловку. Увозили с собой самые светлые воспоминания о совместной жизни, друзьях и соседях.


В музее во всю стену висела яркая самодельная газета - трудились над ней всей школой - "Прощай, страна детства!" И действительно, было ощущение, что все повзрослели. Даже четверо первоклашек стояли на линейке серьезные и сосредоточенные, понимая торжественность момента.


У директора Файзии Айбадуллаевны прерывался голос, когда она говорила слова напутствия, когда благодарила своих учеников. Вдруг стало понятно, что означает выражение о нити, связующей поколения. Как будто слова обрели плоть. Нас связывает родство душ и помыслов, сказала Файзия Айбадуллаевна. И еще сказала, что духовное единение - самый главный мостик между людьми, и они все будут чувствовать эту опору. У многих выступили слезы.Вот вам и физик!


Все экспонаты музея было решено передать в музей Растопуловской школы - уже договорились об этом, там выделили место под куянлынские материалы. Так что труд ребят и учителей оказался не напрасным.


Но главное - не напрасными оказались другие усилия 11 учителей Куянлынской школы - усилия, которые сами они за таковые не признают. Они просто любили своих учеников. А ведь любовь - самая благодатная среда обитания человека. К людям, выросшим в любви, как правило, плохое не прирастает. Вот почему ни за одного из всех своих 1429 выпускников учителям никогда не приходилось краснеть: они знали, кого воспитывают. Внеклассная работа, ученическая бригада, музей - все это было лишь прикладной деятельностью. Главной же всегда оставалась любовь. Это она диктовала слова и поступки, она была защитой и опорой для детей, вела по жизни, давала силы в испытаниях. И это она будет поддерживать их всех в память о малой родине, которой уже нет.