Главная >> 5 >> 18

Барокко

Завершился фестиваль музыки "Барокко", который проходил в концертных залах нашей страны. Организатор и художественный руководитель фестиваля — Андрес Мустонен.


Замечательный эстонский музыкант, дирижер, руководитель ансамбля Hortus Musikus Андрее Мустонен широко известен и в Европе, и во всем мире. Человек, обладающий необычайно широким кругозором и неиссякаемой творческой энергией, он постоянно расширяет поле деятельности и находит новые формы для самовыражения. Фестиваль музыки "Барокко" проходит ежегодно и является буквально детищем этого талантливого художника.


Облик фестиваля из года в год изменяется. И это не удивительно. Путь развития фестиваля, в каком-то смысле, представляет собой один из аспектов творческой эволюции его организатора. Для Андреса Мустонена фестиваль музыки Барокко является своеобразной формой бенефиса, где подводятся итоги творческих достижений, предлагаются новые идеи, открываются новые формы сотрудничества с различными музыкальными коллективами, при участии друзей-партнеров из разных стран мира. После завершения одного из концертов фестиваля, во время короткой беседы, Андрее Мустонен сказал, что он стремится услышать и передать слушателям Музыку Мира. Это высказывание лаконично характеризует как прошедший фестиваль в целом, так и каждый из его концертов, в первую очередь те, что проходили с участием самого маэстро в качестве скрипача и дирижера.


Программа фестиваля выходила далеко за рамки того времени, когда был в моде стиль барокко, продолжавшегося со второй половины XVI до конца XVIII века. Помимо произведений Палестрины, Монтеверди, Баха, Генделя, Телемана, Вивальди и других мастеров, добрую половину программы составляли произведения современных европейских и американских композиторов. Кроме того, на фестивале исполнялась европейская классика XVIII и XIX веков. Звучали также произведения китайских и японских композиторов, духовная музыка иудейской и арабской традиции, раннесредневековые христианские песнопения Западной Европы, индийские раги, традиционные песни народов Европы и Америки, музыка в стиле кантри, с элементами джаза, множество импровизаций. Но в центре внимания фестиваля все равно была музыка барокко. Она создавала смысловой каркас программы фестиваля и определяла дух царившей на нем атмосферы.


Прошедший фестиваль был богат сюрпризами, удачными выступлениями многих артистов, интересными творческими находками. Одна из важнейших примет нашего времени настолько ярко проявилась на фестивале, что теперь, на мой взгляд, можно говорить о формировании новой эстетической нормы. Мучительные поиски формы взаимодействия между артистом и слушателем в ситуации филармонического концерта, происходившие в течение всего XX века, наконец-то, стали приносить свои плоды. Изменилось отношение к традиционной форме концерта. Музыканты находят возможность превратить свое выступление в единое драматургическое действие. В результате концертная программа превращается в оригинальное произведение искусства. На фестивале таких примеров было немало.


Одно из наиболее ярких впечатлений произвела концертная программа под названием "Вакханалия в саду камней", состоявшаяся в Камерном зале филармонии. Это был совместный проект московских и эстонских артистов. Творческий руководитель проекта — московский пианист и клавесинист Алексей Любимов. В программе принимали участие артисты танцевального театра ZERO, известный эстонский флейтист Нееме Пундер и ударники — Александра Ансталь, Рейн Роос и Мадис Метсамарт. В программе звучали произведения американского композитора-авангардиста Джона Кейджа для препарированного рояля, ударных инструментов и флейты, а также музыка английских композиторов эпохи раннего барокко Уильяма Бёрда и Орландо Гиббонса, исполненная на клавесине. Этот концертный проект является показательным примером целостного драматургического действия, о котором я писала чуть раньше. Кроме того, состав исполнителей высочайшего класса, владеющих необходимыми приемами для исполнения музыки XX века, созвучная музыке, и весьма деликатная хореография — все это удерживало внимание аудитории от начала и до самого конца программы. Справедливости ради надо заметить, что зрители на этом концерте собрались весьма искушенные, что также способствовало редкостному единению, которое наблюдалось между артистами и залом.


Выступления зарубежных коллективов были важными событиями на фестивале. Бельгийский камерный оркестр IL FONDAMENTO включил в свою программу произведения Баха и его современников. Музыканты порадовали наших слушателей высокой культурой исполнения и какой-то необыкновенной легкостью, которая является отличительной чертой их игры. Выступление вокального ансамбля CHAN-TICLEER из Сан-Франциско собрало рекордное число слушателей, чьи ожидания оправдались, как говорится, "с лихвой". Музыкантам был оказан необычайно теплый прием, и это способствовало раскрытию творческой потенции музыкантов.


Настоящим праздником для музыкантов и слушателей стал заключительный концерт фестиваля в концертном зале "Эстония". В нем принимал участие Таллинский камерный оркестр, которым дирижировал и вместе с которым весь вечер солировал Андрее Мустонен. С оркестром выступили солисты: скрипач Харри Траксман, виолончелист Лехо Карин. В программу концерта были включены произведения Баха, Генделя, Моцарта, Вивальди и других композиторов. На этот концерт специально приехали музыканты, которых с Андресом Мустоненом связывает давняя творческая дружба.


Виолончелист Рамон Яффе пожаловал к нам из Риги. Он порадовал слушателей прекрасным исполнением виолончельного концерта Ф.Э. Баха (сына великого композитора И.С. Баха), вместе с Андресом Мустоненом, Хорри Траксманом и Лехо Карином исполнил два концерта Вивальди. Но по-настоящему ему улыбнулась удача во время исполнения Graciela у Buenos Aires — произволения в стиле фламенко, созданного в 1915 году композитором Хосе Брагато. Выступление эстонской певицы Айле Асзонюи, проживающей в Голландии, стало настоящим открытием. Ее оперный голос небывалой красоты и силы, свобода звукоизвлечения и виртуозная техника покорили наших самых искушенных слушателей с самых первых звуков.


Главным действующим лицом этого концерта был Андрее Мустонен. В его исполнении на скрипке прозвучали произведения Моцарта и Вивальди. Манера игры скрипичных произведений XVIII века и эстетические критерии, которыми руководствуется музыкант, заметно отличаются от тех, к которым привыкли наши музыканты и слушатели. До сих пор Андрее Мустонен в своих творческих поисках, несмотря на достигнутое им широкое признание, на фоне наших музыкантов выглядит одиноким "сталкером". В то время как в Голландии, Бельгии, Франции и других странах существуют многочисленные школы игры на струнных инструментах, где в основу эстетики положена разработанная в XVII веке "Теория аффектов". Непривычное исполнение Моцарта и Вивальди, ниспровергающее привычные нашему слушателю каноны, показалось слушателям весьма убедительным. Этому способствовали мастерство и вдохновение. С незапамятных времен на них держалось настоящее искусство. В наше время, к счастью, ничего не изменилось.