Главная >> 5 >> 18

Кино - не больше, чем кино

Кому кинофестиваль - долгожданная тусовка, кому - престижная игрушка, кому - денежный вопрос, кому - головная боль, а кому - удобный случай побрюзжать: опять не то привезли, не туда, не оттуда, не вовремя, не так, не тех... и вообще, зачем Челябинск не Венеция или, на худой конец, не Ханты-Мансийск?


Меня лично тусовки уже не пьянят, а закулисно-фестивальные заморочки не касаются. Я лишь вчуже сочувствую тем людям, которые в наше невозможное для нормальной киножизни время пытаются хотя бы на неделю сотворить среди боулингов, ночных клубов и голливудских суперхитов эфемерный мир ушедшей культуры - русской, сентиментальной, немного безалаберной, несовершенной, расточающей себя на роскошь общения и всякий раз, слава богу, не попадающей в мейн­стрим и модный тренд.


Экономическая кинофестивальная политика для меня благополучно исчерпана стоимостью билета (50-70-100, в зависимости от программы), а тратить пыл на обсуждение проблем - отчего нас "не радуют премьерой "Бабуси" Лидии Бобровой", получившей "кучу призов на разных фестивалях", почему в списке кинопремьер значится "Прогулка" Алексея Учителя, которую успел увидеть на кассете любой, "кто хотел и торопился", зачем нам "Гололед" Михаила Брашинского, если он уже шел в "КиноМАКСе" - это уж увольте! Чуть-чуть здравого смысла - и вы сами, без дискуссий, отличите видео от кинематографа, ценителя от потребителя, падкого на "свежачок", а "кучу призов" от заслуг более серьезных и состоятельных.


Короче, наша с вами роль в предстоящем празднике самая безмятежная и благодарная - роль зрителей.


Как зритель я ничуть не уязвлена, что увижу "Гололед" и "Прогулку" (на снимке внизу) позже тех, кто "торопился". Ну нет у меня времени вылавливать российское кино в нынешнем заполошном "прокате", действующем без рекламы и информации - на одних случайных слухах. "Новое кино России" по крайней мере реанимирует нормальный кинопрокат и нормальные функции зрителя. Да и вряд ли оба эти фильма содержат нечто сенсационное, готовое вот-вот испариться, обесцениться в сравнении с новой сенсацией. Не теленовости все-таки, - кино. Любопытно будет посмотреть на формальные причуды отличного кинокритика


М. Брашинского, ставшего вдруг режиссером-авангардистом и снявшего маргинальную лав-стори в стиле сильно захмелевшей "Догмы". Интересно также, как вписался Евгений Гришковец в гламурный мир фильмов Алексея Учителя ("Баттерфляй", "Мания Жизели", "Дневник его жены"). Но еще приятнее будет увидеть это в нормальном кинозале, в теплом обществе людей, собравшихся ради события кино, - своих, утешительно эзотеричных, неслучайных.


Телепоказ "Русского ковчега" мне в свое время ничего не дал, кроме желания увидеть это странное сокуровское творение на большом экране. Соль ведь не в том, видны ли все два ведра пудры, изведенные на двухтысячную массовку, и блестит ли достаточно ярко позумент. На телеэкране не виден главный фокус ленты: телевизионный прием безмонтажной "прямой трансляции" применен к кинематографическому изображению, принципиально расположенному к монтажу и отбору. Искра высекается как раз в этом шокирующем столкновении. А телевизионный показ все сводит к нулю.


Хотя и с легким раздражением (приторно-кислое послевкусие от "Нежного возраста"), жду "чеховского" фильма Сергея Соловьева, кокетливо обозначенного как "О (c)", наверняка изумительно красивого, раз снимал сам Юрий Клименко, и, говорят, потрясающие шляпы, бабочки и влюбленные юноши.


Прекрасная возможность - сразу, в одном блоке увидеть самые мощные ленты последних двух лет: "Магнитные бури"


В. Абдрашитова, "Войну" А. Балабанова, "Старух" (на снимке) Геннадия Сидорова. Тут уж нервирует резкое и умное мужское высказывание по самым больным проблемам русской жизни: олигархи, инородцы, поколение, искалеченное чеченской войной... Я, правду сказать, не ловлюсь на жанровые обещания (у Абдрашитова - любовная мелодрама, у Балабанова, мол, боевик, а у Сидорова - трагикомедия), но мнение людей, до сих пор не грешивших фальшью и склонностью к дешевым эффектам, мне крайне интересно.


Ну, и "Возвращение", конечно! За последние два-три месяца я услышала об этой ленте столько сладкого и гадкого, восторженного и язвительного. Ее называли гордостью российского кино и позором этого же самого кино. Обаятельнейший Дмитрий Быков растер "Возвращение" в порошок, а жюри Венецианского фестиваля аплодировало стоя "тарковским" дождям и диалогам картины Андрея Звягинцева. И потом: что-то уж слишком "Возвращение" обрастает мистическими совпадениями - прямо как "Мастер и Маргарита". Это грамотный пиар или действительно мы имеем что-то особенное?


Кто "торопился", "Возвращение" уже видел. Ну что ж, для сотен челябинских зрителей это не отменяет новизны и волнения встречи.


Словом, с 20 по 26 марта нас ожидает 18 полнометражных новинок, 7 короткометражных, 5 хитов прошлого года и парочка совсем стареньких кассовых чемпионов (ностальгию еще никто не отменял!). Политика телеканалов, растащивших часть лент по своим программам задолго до завершения цикла их премьерных показов, мало что меняет. Такова уж наша "рыночная экономика", развернутая под варварским девизом "кто успел, тот и съел". Мы-то, зрители, какое отношение имеем к этой гонке? Нам главное - кино, общение, настоящее шоу. Что это именно так, мне подтвердили в кассе кинозала имени А.С. Пушкина: на основные программы фестиваля - конкурсную и арт-линию - билеты уходят влет. Хороший фильм - это не осетрина в буфете: срока годности он не имеет.