Главная >> 5 >> 18

Главный приз достался Павлу I

В Гатчине прошел десятый юбилейный фестиваль экранизаций "Литература и кино"


Практика Гатчины подтверждает: самые лучшие, эмоционально и творчески насыщенные фестивали проходят в небольших городах, где веселый праздник (именно так переводится с латыни слово festivus) в центре внимания и распространяется на всех. Надо сказать, что фестиваль "Литература и кино" обосновался на благоприятной для этого почве. Гатчина - город-музей, где живут люди, постоянно чувствующие свою причастность к русской истории и культуре. Здесь вам каждый покажет старинную беседку в императорском парке, расскажет о привидениях Гатчинского дворца, о знаменитом гатчинском отшельнике -императоре Павле I. Каждый горожанин знает, что эта земля связана с именами Пушкина, Набокова, Северянина, Куприна...


"Мы воспитали целое поколение кинозрителей, - говорила на открытии фестиваля его генеральный директор, вдохновитель и организатор Генриетта Карповна Ягибекова. - Тем семилетним крошкам, которые пришли к нам на первый фестиваль, сегодня семнадцать". На самом деле, "Литература и кино" - именно тот фестиваль, который способен воспитать Кинозрителя с большой буквы.


Он еще и еще раз подтверждает: серьезного кино не может быть без серьезной литературы. Хороший кинозритель - это еще и хороший читатель. Вот почему второй год ректор Литинститута и председатель жюри Сергей Есин привозит в город машину книг: в прошлом году - для центральной городской библиотеки, на этот раз - для детской. С рюкзаком книг приехал в Гатчину писатель, литературовед и член жюри фестиваля Лев Аннинский... В программе нынешнего кинофестиваля не только кино и творческие вечера артистов, но и книжные выставки в библиотеках, встречи с писателями, "круглые столы".


Конечно, особый интерес гатчинцев вызывали именитые гости, которых прежде им доводилось видеть только по телевидению. "А что здесь делает Волочкова ?" - этот вопрос не раз звучал в рядах зрителей на открытии фестиваля. Он разрешился позже: знаменитая балерина снялась в фильме "Черный принц" режиссера Анатолия Иванова в роли Натальи Николаевны Пушкиной, незавершенный проект которого был показан. Но если балетная дива смогла посетить лишь открытие фестиваля, то другая знаменитость, интриговавшая публику не менее Анастасии Волочковой, - писатель Эдуард Лимонов - с удовольствием участвовал в различных мероприятиях, экскурсиях, просмотрах. Как человек, которому интересна жизнь во всех ее проявлениях, он в беседе с журналистами с не меньшим удовольствием рассказывал о своем пребывании в третьем корпусе Саратовской центральной тюрьмы, об обитателях этого мрачного, но благородного, с его точки зрения, места. За два с половиной года заключения он написал там восемь книг. Эдуард без ложной скромности сравнивал себя с Чернышевским, Сервантесом, Достоевским и маркизом де Садом.


Как начало преобразования отечественного Гатчинского кинофестиваля в международный рассматривался приезд мировой величины - польского режиссера Кшиштофа Занусси. Он привез в Гатчину экранизацию повести Макса Фриша "Синяя борода". Фильм снят давно и несколько удручил зрителей качеством изображения. Занусси удалось компенсировать впечатление от картины собственным обаянием и аристократической простотой в общении. Приезд польского классика на Российскую землю имел еще один смысл: он стал почетным профессором Санкт-Петербургского государственного университета.


Одной из самых ярких звезд фестиваля стала актриса театра и кино Оксана Мысина. Она не только представила свою работу в фильме "Бедный, бедный Павел" (роль императрицы Марии Федоровны), но и выступила с музыкальной программой. В сопровождении ансамбля "ОКСи-РОКс" актриса исполняла песни собственного сочинения. Новое творческое увлечение Оксаны было для многих приятной неожиданностью.


Фаворитами конкурсной программы Гатчины-2004 стали фильмы "Бедный, бедный Павел" Виталия Мельникова (Гран-при Гранатовый браслет и приз Виктору Сухорукову за лучшую мужскую роль) и "Благословите женщину" Станислава Говорухина (спецприз жюри режиссеру и приз за лучшую женскую роль Светлане Ходченковой).


То, что фильм про Павла I получил главный приз кинофестиваля "Литература и кино", логично и закономерно. В Гатчине ничего другого и не могло быть. За успехом фильма стояла сама тень императора Павла, которого уже века считают покровителем здешних мест. Фильм и снимался в этом городе: у Павловского дворца, в парке, а в его основе - пьеса Дмитрия Мережковского "Павел I". У фильма есть настроение, атмосфера, множество замечательных актерских работ. Это действительно серьезная попытка понять одну из самых противоречивых и неоднозначных личностей в русской истории. И в то же время понимаешь, что образ Павла мог бы стать более многогранным, если бы авторы фильма вышли за рамки, заданные Мережковским. А Виктор Сухоруков в роли Павла показал неограниченный диапазон своих творческих возможностей.


Большой зрительский успех достался Станиславу Говорухину. В отличие от других режиссеров мудрый Говорухин не стал выходить на сцену перед показом своего фильма. Но вышел по окончании. И расчувствовавшийся зал взорвался овацией. Говорухин получил за фильм специальный приз жюри - 90 томов словаря Брокгауза и Ефрона с формулировкой: "За лирическое воплощение эпической темы". В картине, которую снял Станислав Говорухин по некогда популярной повести Ирины Грековой "Хозяйка гостиницы", ему удалось посмотреть на XX век... глазами женщины. История, которую мы изучали, написана мужчинами для мужчин. Он же взглянул на нее глазами женщины, полными любви и тревоги. Получилась эмоциональная история XX века, которая не может не вызывать ответных эмоций.


Другой специальный приз жюри - 90 томов собрания сочинений Л.Н. Толстого - был вручен Ирине Евтеевой за анимационный фильм "Петербург", снятый ею на стихи мистика и символиста Андрея Белого, считавшего Петербург городом загадочным и фантастическим.


Среди неигровых фильмов привлекал внимание "Любовь Чапая" режиссера Станислава Раздорского. Гильдия киноведов и кинокритиков вручила ему свой приз - "Слона" - "За преобразование революционного эпоса в бульварный роман". В картине открываются сенсационные факты. Оказывается, знаменитый комдив, герой романа Дмитрия Фурманова, стал жертвой всепоглощающей страсти к... жене Фурманова Анне Сташенковой. Вот уж поистине: жизнь бывает похожа на бульварный роман больше, чем самый бульварный из романов.


Тема фестиваля "Литература и кино" сегодня оказалась на удивление актуальной. Как говорилось на проведенном в его рамках "круглом столе" на тему "Русская художественная традиция современной экранизации", после успеха "Идиота" стало ясно, что без хорошей литературы нет кинематографа. На телевидении началась настоящая гонка за великими романами. А потому опыт экранизаций, накопленный фестивалем, непременно пригодится.


Гатчина - Москва.