Главная >> 5 >> 18

6 фильмов на два Рождества и один Новый год

СРЕДИ ФИЛЬМОВ, ВЫШЕДШИХ И ВЫХОДЯЩИХ В ПРОКАТ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ, МЫ ВЫДЕЛИЛИ ТЕ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНО СМОТРЕТЬ В ПРАЗДНИКИ. НЕ УПУСТИТЕ И ОТЕЧЕСТВЕННУЮ НОВИНКУ - Фильм "СЛУШАТЕЛЬ" (СТАРТУЕТ 30 ДЕКАБРЯ)


"ПРИЗРАК ОПЕРЫ" (с 6 января), США, Джоэл Шумахер, ****. Звезды: Минни Драйвер (из признанных), Эмми Россум (из новоявленных).


СЮЖЕТ. Знаменитая экранизация истории про печального, но злобного призрака (у человека моего поколения все еще крутится в памяти любимая и страшившая в трехлетнем возрасте пародия на все подобное "Призрак замка Моррисвиль"), обитавшего в 1870 году в пыльных закулисьях и демонических подземельях одной из бесчисленных парижских опер. Вы скажете: фильм не слишком рождественский, но отнюдь - не зря и у них, и у нас его выпуск подгадали под массовые танцы маленьких снежинок (у нас - на улице, у них - на рождественских школьных спектаклях для умиляющихся родителей). Во-первых, это лав сгори (по аналогии с истерном давно уже хочется подобрать для этого жанра настоящий русский термин: предлагаю "истлюб"). Призрак обожает юную конфетку-сиротку, которую лично обучил вокалу и вывел в примадонны, а конфетка, едва преодолевшая возраст нимфетки, разрывается между призраком (она по ошибке считает его тенью своего почившего отца - видите, как все непросто и отчасти даже по-фрейдистски) и другом детства - виконтом, являющимся патроном оперного театра. Во-вторых, самая красивая разборка на шпагах между призраком и виконтом происходит на кладбище. Но не лезьте от ужаса с головой под кресло соседа по кинотеатру (у него там, возможно, притаился стакан с кока-колой): кладбище в данном случае - место опять-таки беспредельно романтическое и рождественское. На нем царят каменные ангелы и ласковые грифоны с горгульями, и на все находящиеся там головы (от горгулий до притаившейся за могилой сиротки-примадонны) падает медленный крупный рождественский снег. РЕЗУЛЬТАТ. Роман француза Гастона Леру "Призрак оперы" - один из самых затасканных кинематографистами XX века. В любом киносправочнике вы обнаружите тьму "Призраков оперы", начиная с немых - пели в них, должно быть, особенно экспрессивно. Почти все они отъявленные ужастики. Только недавно возникли две новые версии, обе весьма неприятные на вид (призрак подвешивал в шкаф сопернице своей пассии освежеванного, но еще живого человека и крупным планом сшивал на своем лице куски разложившейся плоти). В американском фильме конца 80-х призрака изображал сам "Фредди Крюгер" - Роберт Энглунд. Итальянский 90-х, хотя и сделанный классиком жанра Дарио Ардженто, и вовсе оказался сущим киномонстром. На сей раз мы имеем дело со 100-миллионнодолларовой экранизацией собственно мюзикла "Призрак оперы", написанного Эндрю Ллойдом Уэббером и ставшего - после постановок-клонов в разных странах - самым коммерчески успешным спектаклем всех времен. Первой исполнительницей роли сиротки-примадонны стала тогдашняя жена Уэббера Сара Брайтман - теперь ее изобразила юная Эмми Россум, которую наряду с режиссером Джоэлом Шумахером в Америке называют в числе возможных претендентов на "Оскары" (больше из фильма не выделяют никого). Несмотря на массовые похвалы Шумахеру, впечатление от фильма прыгало у меня во время просмотра вверх-вниз. Эффектное начало - потом провал, связанный, в частности, с тем, что не сразу нравится главная героиня, выглядящая поначалу куклой, моделью - и не более того. Но потом девушка доказывает, что способна на эмоции - и фильм выигрывает. Упомянутая сцена на кладбище и вовсе хороша. Вдобавок, чем дальше, тем чаще звучит фирменный - а по сути, единственно запоминающийся мотив оперы, эмоциональная окраска которого постоянно меняется (то он демонический, то трагический, то романтический), - а когда он звучит, всем в зале хорошо. Уж этот-то мотив удался Уэбберу на славу.


***


"СУПЕРСЕМЕЙКА"


(с 23 декабря), США, анимация, ***. Звезды (озвучка): Сэмюел Л. Джексон, Холли Хантер.


СЮЖЕТ. Приключения семьи супергероев, каждый из которых (мама, папа, дочь, сын, даже грудной младенец) обладает какими-то суперспособностями, прямо как мутанты из "Людей Икс". В оригинале фильм называется The Incredibles, т. е. "Невероятные". РЕЗУЛЬТАТ. "Суперсемейка" - самый кассовый фильм последнего времени. С начала ноября он собрал по миру $338 млн (101-й результат в истории кино). Конечно, до главного анимационного хита года "Шрэка-2" ему далеко ($881 млн - и 7-е коммерческое место в истории кино), ну так еще не вечер. Вот Россия добавит теперь в кассу "Суперсемейки" свои нефтерубли. Поражает, однако, даже не кассовый успех, а критическое восхищение этим мультфильмом, соединившим в сюжете все возможные общие места из бондианы, "Супермена", "Предвестников бури" (где тоже действовала суперсемейка), "Детей шпионов" (где родители-шпионы тоже было вышли на пенсию), "Человека-паука" и даже отчасти "Войны миров". Может, все дело в том, что мне рано перестали нравиться мультфильмы, и если киноманские шуточки из того же "Шрэка" меня все-таки могут вдохновить, то смотреть за воздушно-подводными боевыми приключениями мультяшных персонажей мне, правда, скучно. Ах, это, говорите, пародия? Но так и пародия банальная. Единственная идея, которая хоть как-то примиряет с фильмом, в том, что супергероем сегодня может быть только мутант.


***


"ПЕРЕЖИТЬ РОЖДЕСТВО" (в прокате), США, Майк Митчелл, ***. Звезды: Бен Аффлек, Джеймс Гандольфини (главный из "Клана Сопрано").


СЮЖЕТ. Богатые, как известно, тоже плачут, и нет человека веселее российского пенсионера. На сей раз богатый, но страдающий от одиночества яппи решает осуществить причуду, до какой не додумывался ни один богач: купить себе семью на время рождественских праздников. А именно: приезжает в дом своего детства и предлагает живущим там сейчас незнакомым людям (родители под пятьдесят, сын-старшеклассник, а потом еще обнаружится и смазливая дочь за двадцать) впустить его к себе за 250 000 долларов, выполнять его причуды - то есть осуществлять его видение того, как именно в правильных семьях отмечают Рождество, и называть его сыном и братом (он, в свой черед, намерен называть их папой, мамой, братом, сестрой). Такова завязка. РЕЗУЛЬТАТ. "Пережить Рождество" из тех фильмов, которые будто бы специально делаются для критиков - чтобы они выпустили пар и потом уже не столь азартно издевались над более важными для студий проектами. Хоть выдавай лицензию на отстрел (кстати, хорошая мысль: пусть критики покупают лицензии на отстрел фильма. Вся прибыль в кассу! Не купил - не имеешь право ругать, только хвали). Во-первых, я не знаю ни одного человека, которого бы не раздражал Бен Аффлек. Во-вторых, сюжет угадываешь к десятой минуте: ясно, что внедрившийся в семью гость и впрямь станет ее членом, уладит ее внутренние разногласия да и (чего скрывать - вы это с первого ее появления поймете) женится на своей "сестре", оставив за кадром невесту-мещанку (и в американском кино, как в нашем 30 - 60-х, тоже, оказывается, высмеивают тех, кто перед искренними простыми людьми "культурных" из себя строит и морду воротит). Но с изумлением констатирую: фильм меня не разозлил. А каким еще должен быть фильм жанра "рождественская (вариант: новогодняя) романтическая комедия"? Что, первый раз глядя "Иронию судьбы", вы не сразу догадались, чем закончится дело между Мягковым и Барбарой Брыльской - еще только когда она его пьяного нашла? Что, эта догадка испортила вам удовольствие и мешает пересматривать фильм каждое 31 декабря? Другое дело, что "Пережить Рождество", прямо заметим, никак не "Ирония судьбы".


***


"ПЛОХОЙ САНТА"


(уже в прокате), США, режиссер Терри Цвигофф, 1/2. Звезда: Билли Боб Торнтон.


СЮЖЕТ. Про алкоголика, бабника и безудержного матерщинника (одна из лучших ролей Билли Боба Торнтона, достойная ряда "Простой план" - "Бандиты" - "Человек, которого не было"), ежегодно перед Рождеством подрабатывающего в супермаркетах Санта-Клаусом. Детишки выстраиваются к нему в очередь, чтобы сфотографироваться и высказать свою заветную мечту - и тут заваливается он, по пути отымевший нетрадиционным способом какую-то толстуху в примерочной кабинке, а после успевший надраться вдрабадан. Наблевать и обмочиться для этого "Санты" - самое милое дело. Для полноты неполиткорректности его партнером выступает карлик-афроамериканец - подлец, каких свет не видывал. Дневная работа для них - лишь прикрытие. В последнюю ночь предрождественской торговли они взламывают сейф мегамаркета - и были таковы, чтобы объявиться в следующем декабре уже в другом городе. РЕЗУЛЬТАТ. "Плохой Сайта" - первый в истории рождественский фильм, который затевался как принципиально антирождественский, не для семейного просмотра. Слово fuck звучит в оригинальной версии почти двести раз. Создатели фильма словно бы на спор постарались нарушить как можно больше норм политкорректности. Многое объясняет то, что продюсерами "Плохого Санты" были братья Коэны - уже из уважения к ним фильм отобрали в этом году в программу Каннского фестиваля. Про "словно бы на спор" сказано, однако, не напрасно. С Коэнами что-то происходит. Еще недавно они действительно были радикальными художниками, нагло разрушающими основополагающие киноправила. Но теперь полное ощущение, что они просто играют в игрушки. В "Плохом Сайте" и впрямь много дикого/смешного. Приглядевшись, вы, однако, заметите, что фильмом-вызовом его назвать трудно. В конце выяснится, что пьянчужка "Сайта" - вовсе не плохой, и в душе его таятся чувства добрые. И детей он не ненавидит (станет вдруг помогать одному толстому мальчику). И все вообще закончится хорошо. Короче, никакой это не "анти-", а нормальный рождественский фильм, предназначенный всем, кто в очередной раз надеется, что с Нового года все пойдет не так и лучше. Просто фильм только для взрослых.


***


Анонсы еще не виденных хитов


"ПОЛЯРНЫЙ ЭКСПРЕСС"


(с 23 декабря), США, Роберт Земекис, анимация.


Этот фильм про 8-летнего мальчика, усомнившегося было в существовании Санта-Клауса и Рождества (тут-то ему и чудесами по башке), снят сразу в двух форматах: обычном и для кинотеатра IMAX (где он тоже пойдет). Хотя он анимационный, его делали по совершенно новой технологии с участием актеров. На тело и лицо суперзвезды Тома Хэнкса надели специальные датчики, скопировали его мимику и жесты в компьютер, а потом смоделировали аж пятерых разных персонажей - от начальника полярного экспресса (с лицом Хэнкса) до упомянутого мальчика. Новая технология позволяет теперь снять фильм с Томом Крузом, использовав вместо него на съемочной площадке, например, Чулпан Хаматову, и, скорее всего, приведет к тому, что у голливудцев окончательно поедет крыша.


***


"ЛЕМОНИ СНИКЕТ: 33 НЕСЧАСТЬЯ" (с 30 декабря), США, Бред Силберлинг.


Кино, очевидно, призванное в этом году заменить очередную серию "Гарри Поттера", которая вопреки традиции выйдет не перед Новым годом, а летом. Экранизация еще одной модной современной книжной серии про приключения детей. Ролик фильма выглядит эффектно, прежде всего благодаря в очередной раз перевоплотившемуся Джиму Керри. Он изображает главного злодея, родственника троих детей-сирот, которых после гибели родителей отправили к нему под опеку. Ни детям, ни опекуну, ни зрителям, судя по всему, мало не покажется.


ОЦЕНКИ: ***** - шедевр, **** - очень хороший фильм, *** - хороший, ** - посредственный, * - плохой, - черный шар (провал).