Главная >> 5 >> 18

А вы "Кармен" сыграть смогли бы?

Человек и его оркестр


Неуютным осенним вечером я нашла временный приют в ярко освещенном, заполненном голосами и музыкальными звуками доме детского творчества г. Углегорска. И почти на три часа буквально подпала под обаяние удивительного человека с необычными для наших мест (сказались украинско-румынские корни) именем и фамилией - Любомира Евгеньевича Поклитара, руководителя образцового детского духового оркестра. И хотя в этот момент, к глубочайшему моему сожалению, аккуратные, в стилизованных костюмах русской армии 1812 года мальчишки не "трубили" для нас свои любимые мелодии, мне казалось, что все это присутствует в небольшом зале - и блестящие медью инструменты, и блестящие детские глаза, настолько выразителен, эмоционален был мой собеседник!


Мы листали вместе с ним оркестровый альбом, и по фотографиям Любомир Евгеньевич "отслеживал" судьбы своих многочисленных воспитанников. Вот Андрей Кочемазов, ростом пока невелик. А вот, говорит Любомир Евгеньевич, он же исполняет соло на тромбоне. А вот все тот же Андрей, но возмужавший, участвует в торжественном концерте, посвященном 15-летию оркестра, уже как профессиональный музыкант. За это время он успел окончить музыкальное училище и теперь служит в военном духовом оркестре Южно-Сахалинского гарнизона.


Но начиналось-то все с детского духового оркестра, единственного не только на Сахалине, но и на Дальнем Востоке! Вот об этом уникальном творческом коллективе мы и вели речь с заслуженным учителем области Любомиром ПОКЛИТАРОМ.


МУЗЫКА ДЕТСТВА


В их доме, сколько помнит себя Любомир Евгеньевич, пела скрипка. Отец, ветеринарный врач по профессии, нот не знал, но инструмент в его руках оживал. То плакал, как полагается скрипке, то заводил веселье на свадьбах.


- Прибыльное это и красивое дело, украинские свадьбы! - вспоминает мой собеседник. - Играл я на них поначалу вместе с отцом, а позже и самостоятельно. Рос без матери, положение в семье было незавидное, вот и приходилось зарабатывать себе на учебу. За одну только свадьбу платили так, что я мог полмесяца жить безбедно.


Но, играя для веселящейся толпы на скрипке, Любомир так и "слышал" трубу... Тяга к духовой музыке победила и привела юношу в культпросветучилище города Черновцы, где он получил специальность руководителя духового оркестра. И далее Любомир Евгеньевич, образно говоря, шел "с тубой по жизни" - именно так называется его самый низкий по звучанию в оркестре инструмент. Заведовал в родных краях профсоюзным сельским домом культуры, затем был направлен на учебу в Высшую профсоюзную школу культуры при ВЦСПС в Ленинграде и вновь в 1972 г. вернулся в Черновцы. Теперь уже - в качестве чиновника облсовпрофа.


- Не заскучали по своей тубе? - спросила я.


~ Да что вы. изумился Любомир Евгеньевич. - Мотался по всей области, командировка за командировкой. Профсоюзных "очагов культуры" в те времена было много. Оказывал методическую помощь, организовывал красочные марш-парады... Суток не хватало для работы.


На одном из совещаний Л. Поклитар познакомился с коллегами-сахалинцами. Зазывали активно в дальние края, обещали решить квартирный вопрос, в Черновцах же молодая семья не имела не только жилья, но и надежды на его получение. И в марте 1980 г. Любомир и Исанна по вызову сахалинского облсовпрофа приехали в Углегорск.


ТРУБИ, ТРУБАЧ!


Все совпало: и творческий азарт Поклитара, и пик в развитии культуры в сахалинской глубинке. Число духовых оркестров в районе, вспоминает Любомир Евгеньевич, "зашкаливало" за десятку. Кипела жизнь и в портовом ДК "Меридиан", который он возглавлял в течение двух лет.


А вот чиновничья работа (заведующий районным отделом культуры) подорвала здоровье. Район большой, проблем много. Приходилось, по словам Л. Поклитара, воевать. Кадров не хватало, давал объявления в специализированные журналы, зазывая специалистов с материка. Власть, как водится, сначала обещала приезжим квартиры, а затем этот вопрос плавно переходил на второй план. Трудно было пробивать и места в детских садах для ребятишек культработников. Шло строительство - клуба в Краснополье, музыкальной школы в Тельновском. А это тоже те еще хлопоты - выбивать финансы, искать стройматериалы.


И сердце сдало... Врачи запретили работать на руководящих должностях. Ну а какое лекарство от недуга самое действенное, Любомир Евгеньевич знал сам: духовая музыка!


Талантливых мальчишек у преподавателя детской музыкальной школы Л. Поклитара было много. И в 1989 году он рискнул осуществить свою мечту: собрать эти "звездочки" воедино. Так рождался ныне знаменитый детский духовой оркестр. Шли к звездам через тернии, базы-то не было. Репетиции проводили в Абсолютно неприспособленных помещениях - школьных коридорах (резонанс дикий!) и даже в... столярной мастерской, когда там заканчивалась работа. Ничего, говорил Л. Поклитар своим "трубачам", пройдем и этот путь. Вот заявим о себе...


Заявили! Собирали полные залы. Земляки со слезами на глазах аплодировали юным оркестрантам. Коллектив постепенно разрастался, к Любомиру Евгеньевичу тянулись мальчишки не обязательно с исключительным музыкальным слухом. Оркестр манил малышей из многодетных, малообеспеченных и не всегда благополучных семей. И


"генерал" (такое звание присвоили духовики своему руководителю) допускал их, шепелявых, теряющих по закону природы молочные зубы, к простейшему инструменту - блокфлейте...


Это потом, спустя годы, они научатся "ставить" руки, управлять дыханием. И, выйдя на сцену в ярких киверах и мундирах в стиле 1812 года, сыграют уже не "Во поле береза стояла", а сложные для оркестра вещи. Полонез "Прощание с родиной" М. Огиньского, например, или увертюру к опере "Кармен".


ЗНАЙ НАШИХ!


А крышу над головой оркестр все-таки обрел - в Углегорском доме детского творчества. Тут уж "генерал" развернулся в полную силу. Все помещения Любомир Евгеньевич оборудовал своими руками. И звукоизоляция что надо, и эстетика.


- Нашей базе сегодня может позавидовать и училище искусств! - говорит он. - У нас теперь есть даже комнатки для индивидуальных занятий. Ведь многие дети не имеют возможности репетировать дома в силу бытовых обстоятельств - живут в бараке, где слышимость высокая, или в семье есть малые дети. А духовой музыке ежедневно нужно отдавать по полтора-два часа. Иначе...


"Иначе", судя по результатам музыкального труда, в оркестре не бывает. А "отметки" - это не только благодарность сахалинского зрителя. Бери выше! Дважды коллектив представлял островную область на Всероссийских фестивалях детского творчества во Владивостоке, где в 1992 г. стал дипломантом, а спустя три года - лауреатом фестиваля. В 1993 г. министерством образования ему присвоено звание "Образцовый художеко за красивые кивера таких званий не дают. Духовики держат эту марку и по сей день, ежегодно подтверждая "образцовый" статус.


Кстати, с Владивостоком углегорцы почти что побратались, в феврале 1998 г. они дали в Приморье 13 концертов, записали свое выступление на краевом телевидении. Особенно тесные отношения сложились с Всероссийским детским центром "Океан", где ребят принимали с восторгом не единожды.


...Ну а как же - без восторга? Ведь здесь, в "Океане", за


три ночи Любомир Евгеньевич с магнитофонной записи "на ходу" сделал аранжировку для оркестра популярнейшей в то время "Самбы де Жанейро" в исполнении группы Биллини (Бразилия). Плюс еще два дня репетиций


- и благодарный хор танцующего зала "мо-лод-цы!" в награду... А в прошлом году углегорцы участвовали в торжествах, посвященных 20-летию этого детского центра. Само собой, приехали не с пустыми руками - песней "Океан"


- это я и ты". Почти год работали над ней, текст сочинила углегорский преподаватель студии духовой музыки Н. Архипова, музыку - Л. Поклитар. Теперь это дружинная песня "Океана".


Так что наших знают и за пределами Сахалина.


В настоящее время в репертуаре оркестра 110 произведений, среди которых традиционные марши, классика, народные мелодии, песни Великой Отечественной войны (и о войне), детские песни, эстрадные мелодии, музыка из популярных кинофильмов. Вот такая многожанровость.


"ТЫ СТАЛ МОЕЙ


СУДЬБОЙ"


В среднем состав оркестра насчитывает 30 ребят в возрасте от 7 до 18 лет. Дети здесь занимаются на протяжении 8


- 10 лет. Взрослеют, покидают "оркестровое гнездо"...


- Ежегодно уходит по пять-шесть человек, - говорит Любомир Евгеньевич. - Стараются найти себя в больших городах. А я вновь даю в руки следующему семилетнему мальчишке блокфлейту, и все начинается сначала.


Честно признаюсь: мне хотелось украсить свой материал какими-нибудь весомыми (на мой взгляд) фактами. Вот, мол, воспитал Л. Поклитар столько-то профессиональных


музыкантов и т. д. Ну, в полном смысле "оркестр духовой, ты стал моей судьбой...".


Но у Любомира Евгеньевича совсем другая "статистика", он не считает себя фабрикой по выпуску духовиков. Все гораздо проще!


- Добро берет начало от музыки, - говорит он. - Тот, кто с ней соприкоснулся, по-иному смотрит на природу, произведение живописи. На жизнь. Наши ребята (и это признают многие) отличаются от других. Они более организованны, дисциплинированны, аккуратны. У них особая осанка. Мальчики бережливы, знают цену инструментам. С курением опять же нет вопросов: сигаретный дым и духовой инструмент не ладят меж собой. А главное, музыка воспитывает в них эмоции, делает их более чуткими. На многие годы они сохраняют добрую память об оркестре, не расстаются со своими инструментами.


Есть, конечно, и те, для кого искусство становится профессией. Бывший солист Алексей Березин сейчас учится, например, в театральном колледже. Но все-таки многие выбирают другие, востребованные ныне специальности: медика, юриста, экономиста. А игра на саксофоне - это уже для души.


Кстати, сын Илья, который с 5 лет дружен с нотами, бывший трубач, ударник духового оркестра, пошел своей дорогой. А ведь играл - будь здоров! Масса дипломов самых престижных конкурсов, приглашали без экзаменов поступать в музыкальное училище... Но верх взяло второе увлечение - компьютером. Мамино начало, видимо, перебороло: Исанна Викторовна, педагог по образованию, ведет сейчас компьютерную графику. Илья успешно закончил колледж бизнеса и информатики, заочно учится в университете, работает в Южно-Сахалинске программистом.


Но это не значит, что "генерал" потерял в его лице единомышленника! При горячем участии семьи ему удалось оформить учебно-методическое пособие для начинающих руководителей духовых оркестров "Детская студия духовой музыки". Подобной специализированной литературы, считает Л. Поклитар, не было. В основу труда лег 30-летний опыт автора, который, он полагает, может быть полезен тем, кто пока только стоит у истоков создания детских духовых оркестров. Ведь их руководитель - профессия многогранная. Это и организатор, и психолог, и музыкант. И даже... мастер по ремонту духовых инструментов (к изложенным в пособии методам Любомир Евгеньевич шел путем проб и


ошибок).


Так вот, компьютерная верстка книги, обработка фотографий выполнены Исанной Викторовной, а Илья оказал большую помощь в наборе нот для приложения. Одна из глав написана преподавателем студии духовой музыки, созданной на базе оркестра в 1994 году, Н. Архиповой. Коллективное творение вышло в свет в этом году.


И еще - о единомышленниках, причастных в той или иной мере к деятельности духового оркестра. На таланты, оказалось, Углегорск богат! Например, вместе с райвоенкомом И. Даниловым "генерал" сложил песню о красоте, мощи духового оркестра. Автор мелодии к песне "Волшебные звуки оркестра" - концертмейстер детского дома творчества Б. Селиванов. С оркестром сотрудничает и вокальный ансамбль Шахтерской школы искусств (руководитель С. Цибульникова).


...Вот так и рождаются праздники!