Главная >> 5 >> 18

Юбилей тревоги

Незаметно летит время - и вот уже тридцать лет исполнилось Архангельскому городскому культурному центру, бывшему ДК строителей. Вероятно, все учреждения культуры имеют свою специфику, специфика же АГКЦ в том, что он всегда связывал разные поколения горожан, давая им возможность самовыражения. Когда-то в эпоху исторического материализма эта потребность доминировала, представлялась самой главной, жизненной, куда более важной, чем презренные деньги, звания и грамоты от обкома партии.


Сложно сказать, как получилось, но Архангельск стал одним из наиболее "продвинутых" в России городов с точки зрения развития альтернативной молодежной культуры. И с АГКЦ было связано становление легендарной группы "Облачный край", записывавшей настоящий хард-рок, не отличимый по качеству звучания от "Deep Purple" и "Uriah Heep". Это создавалось с помощью обычных гитар, в которые засовывались микрофоны.


Эта музыка могла бы не родиться на свет - она появилась во многом благодаря второму рок-фестивалю, который состоялся в Архангельском ДК строителей теплой весной восемьдесят первого года. Три группы тогда вышли в финал - оформлявшийся "Облачный край" стал победителем, а замыкала тройку призеров группа "Святая Луиза", немало удивившая всех соотношением возраста участников и количеством извлекаемых децибел. А первый рок-фестиваль проводился в АГКЦ еще в 1976 году. Были и замечательные гастроли на сцене ДК культуры строителей: выступали "Машина времени", "Аквариум" и, конечно же, "Високосное лето", группа, о которой уже основательно успели подзабыть в Москве - записей их найти невозможно.


Как сумели руководители центра понять энергетику рока? Да надо ли было ее понимать? Может быть, им удалось нечто большее - проявить терпимость к преследуемым, отстоять иное мнение, как свое, вопреки начальственным "указивкам" и партлиниям. Но, видимо, так мы и приходим к Культуре с большой буквы - когда обучаемся чувствовать и доказывать окружающим ценность чего-то иного, не нашего.


Теперь же те лучшие годы в прошлом, приходится говорить о невнимании городской власти к проблемам культуры в Архангельске. В этом году в декабре исполняется пять лет фестивалю "Песни года" - АГКЦ дает площадку для городских песенных талантов и представляет их согражданам. Как помогает фестивалю городская власть? Никак. Даже посетить это мероприятие наши ответственные чиновники не считают для себя нужным - а ведь билетов на концерт уже давно нет в продаже.


Руководство АГКЦ не имеет нормальной аппаратуры, вынуждено брать в аренду за большие деньги современные светоэффекты для сцены, ограничивать количество участников, концертов.


Почему? Потому что "отцы города" предпочитают платить тысячи "зеленых" в День города "Иванушкам" да "Фабрикам звезд" и никак не могут найти куда меньших средств для нужд своих земляков. Действительно, как можно быть современным образованным человеком и не отличать первую "фабрику" от второй?... Не чувствовать невероятную эмоциональную насыщенность и интеллектуальную напряженность "обрыдших" песен про тучи или про кукол Машу, Дашу и Наташу?


Самая худшая цензура - это лицемерие власти и местных толстосумов, это бесконечные разговоры о бедности бюджета, помноженные на мещанский вкус и на отчего-то неудержимую тягу "шика дать". Так что юбилей АГКЦ - это не столько праздник, сколько тревожное напоминание всем нам о том, что центр культуры города и области в опасности и что способны помочь ему только сами горожане.