Главная >> 5 >> 18

СТАРТ С КРЕМЛЕВСКОЙ СЦЕНЫ

Театр бурдрамы приглашает 12 и 13 ноября на спектакль "Эрьехэ наран" по пьесе драматурга Б. Пурбуева, посвященный его 75-летию


Батомунко Пурбуев родился в селе Зугалай Агинского округа в 1929 году. После службы в армии осенью 1952 года поступил в Бурятский театр драмы учеником к главному художнику Борису Булгатановичу Чернутову. Как это водится в театре, находил применение всем своим способностям: оформлял сцену, писал афиши, был рабочим сцены, реквизитором, начал играть в массовках.


Драматургическая проба пера у Б. Пурбуева состоялась в знаменательный период жизни Бурятского театра драмы - в июне 1959 года, когда шла подготовка ко II Декаде бурятского искусства и литературы в Москве. Его пьеса о вчерашних деревенских десятиклассниках "Ровесники" и спектакль, поставленный по ней Г. Цыдынжаповым в оформлении Б.Чернутова, имела большой успех. Спектакль был включен в декадную программу и показан в Москве в одном ряду с такими постановками, как "Горе от ума" А.Грибоедова, "Будамшуу" Ц.Шагжина, "Барометр показывает бурю" Д. Батожабая, "Тайфун" китайского драматурга Цао Юя. Этот первый спектакль автора был показан на кремлевской сцене, дебют был для молодого автора блестящим!


По рекомендации известного театрального деятеля В.Пименова, который приезжал в Бурятию для формирования декадного репертуара, Батомунко Пурбуев поступил в Литературный институт им. A.M. Горького. Он занимался в семинаре драматурга А.Симукова и критика И. Вишневской, а также постигал азы и начала мастерства у В.Розова.


Тогда были написаны и поставлены на сцене Бурятского драматического театра пьесы "Лейтенант милиции" (ноябрь 1961, режиссер Б.Аюшин, художник Б. Чернутов), "Зять" (март 1963, Б. Аюшин). Вместе с Ф. Сахировым была переведена на бурятский язык инсценировка романа "Русский лес" Л. Леонова. Из тех, кто напутствовал и желал успеха Б. Пурбуеву на его нелегком литературном пути, следует назвать одного из первых бурятских драматургов и режиссеров - Н. Балдано, собирателя и пропагандиста национального фольклора и эпоса, автора либретто оперы "Энхэ Булат батор", он верил в талант молодого драматурга.


И эти новые произведения действительно появились. В 70-80-е годы на сцене ГБАТД им. X. Намсараева были поставлены пьесы Батомунко Пурбуева "Харгын эхин" ("Начало пути", "Талын басаган" (Степная девушка"), "Шэнэ гэр хэнэйб? " (Чей новый дом? "), "Тохеолгон" ("Ненастье") и "Худеегэй минии хуйхэрнууд" ("Деревенские мои чудаки"). Из этого ряда "Тохеолгон" является инсценировкой повести "Однажды ночью" X. Намсараева. В 90-е годы создаются другие - "Тэргэ тулеэн юутэб? " ("Почем воз дров? "), "Наймаан найман хултэй" (по афише "Бизнес - дело тонкое", "Болдой, сын Толдоя" ("Толдойн хубуун Болдой") и "Эрьехэ наран" - 1-2.


Таким образом, Батомунко Пурбуев в последние двадцать лет самый "репертуарный" автор на сцене Бурятского драматического театра. Его широко ставят, играют в коллективах народных театров республики. Был проведен фестиваль на основе спектаклей, поставленных только по его пьесам.


Один из наиболее посещаемых зрителями в городе и на селе - яркий, неожиданный спектакль "Болдой, сын Толдоя" в постановке С. Хажитова (октябрь 1999 г.), где в заглавной роли выступил молодой талантливый актер Б. Дамбаев. Такова и постановка Т. Бадагаевой "Эрьехэ наран", по жанру обозначенная как мелодрама в 2-х частях.


В своей книге, посвященной 70-летию театра, доктор искусствоведения В. Ц. Найдакова пишет, что режиссер "выдала очень любопытный опыт постановки современной мелодрамы "Эрьехэ наран". "И на нашей улице будет праздник" в 2-х частях Б. Пурбуева о проблемах семейной жизни сегодня в Бурятии. А они, проблемы, такие же, как во всей России. Отцы и дети, братья и сестры, их взаимоотношения, то согретые теплом родственных чувств, то вдруг не понимающих друг друга, становящихся в позы, не щадя никого. И рвутся, казалось бы, крепкие связи. Но, пережив кризис, получив уроки одиночества, отторгнутое(tm), герои - и молодые, и постарше - одумываются, возвращаясь на круги своя несколько иными, кое-что понявшими в ценностях жизни. Спектакль оказался почти на злобу дня, привлек зрителей всех возрастов.


"Немало хороших отзывов вызвала весенняя премьера мелодрамы Б. Пурбуева "Эрьехэ наран", - сообщает в газете "Бурятия" журналист Н. Гончикова. Для многих зрителей знакомство с героями драматурга становится событием, настоящим явлением в литературе и драматургии Бурятии.