Главная >> 5 >> 18

БИНОМ НЬЮТОНА ДЛЯ ДВОЕЧНИКОВ

Недавно в Вурнарском районе прошел фестиваль "Уроки физики и математики в школе". Это уже пятнадцатый по счету смотр новых идей преподавания точных дисциплин, который проводит кафедра физико-математических дисциплин Института образования и которому нет аналога в России. Наша беседа с заведующим этой кафедрой, кандидатом педагогических наук Владимиром Павловым.


- Владимир Евгеньевич, после публикации в "Учительской газете" вашей статьи "Честная тройка" за вами закрепилась репутация противника нынешних школьных программ, которые, по вашему мнению, написаны для одаренных детей, а для обычных детей неподъемны.


- Я не противник усложненных программ. Просто нужны программы для детей разного уровня одаренности. Ведь, по реальным результатам исследований уровня знаний, у нас успевают, то есть являются не двоечниками, не больше половины всех учащихся. Не буду ссылаться на скромные данные нашей лаборатории, в России проводили исследования на эту тему и ЮНЕСКО, и PIRLS, в Чувашии в том числе. PIRLS проверяла умение учеников анализировать текст. Среди 32 стран Россия заняла 28 место! Официальные же наши данные утверждают, что в стране почти 100-процентная успеваемость. Причина такой разницы в показателях очевидна любому учителю - почти во всех школах списывают. Это я и называю реакцией реальной практики на необходимость одновременного решения двух невыполнимых задач: обучать всех по программам для одаренных детей и иметь при этом еще и 100-процентную успеваемость.


- Сколько же, по-вашему, должно быть программ в школе?


- Как минимум три. Причем по всем предметам. Хочет ученик иметь "пятерку" по математике - идет на уровень "с", например. Хочет получить честную "тройку" - на уровень "а". То же самое по истории или языку. И не надо никаких травмирующих психику классов "для умных" и наоборот. Ученик выбирает уровень знания предмета. Если одному по физике достаточно знать, что камень легче в воде, то другому в это время можно дать задачу на расчет формул.


- Но это просто получается профилирование уже не с 9 класса, а раньше. Эта модель у нас где-нибудь работает?


- Конечно. В 61-й школе, например, по ней работали все 90-е годы, а в 1-м лицее работают до сих пор.


- И каковы результаты?


- Результат в том, чтобы ученики чувствовали себя людьми. В том числе и те, для кого бином Ньютона - это "китайский язык". Они обязательно проявят себя в другом и не озлобятся на знатоков интегралов. А это уже к вопросу, останутся они в школе или уйдут "веселиться" на улицу. Очень важный момент: такая модель позволяет контролировать уровень знаний фактически, а не по результатам списывания.


- А все остальное, выходит, только игры в образование?


- Обучение по спущенным сверху предписаниям, в которых реальные знания и умения более половины детей не принимаются во внимание, иначе и не назовешь. Результатом реального образования являются изменения в сознании, общем развитии. Причем всех, без исключения, учеников. Сейчас мы фактически обучаем категорию одаренных, способных детей. А чем менее развит ученик, тем меньше мы его обучаем. И разве не игрой в образование можно назвать такой урок, который я однажды наблюдал в классе коррекции. В начале урока учитель дает задания на устный счет: 28+31, 42-17. Отвечает только половина детей. Остальные не могут этого сосчитать. Проходит десять минут, и учитель говорит: "Запишем новую тему урока - "Решение системы квадратных уравнений". Учитель выполняет программу. И это выполнение ведет к отсутствию обучения.


- А ваши фестивали уроков физики и математики, разве они не только для одаренных детей?


- Этот фестиваль проводится и для детей, и для учителей. Учитель в сельской глубинке имеет меньше информации, чем городской педагог, и у него меньше возможностей выразить себя. Фестиваль дает ему эту возможность. Дети тоже видят, что есть разные формы обучения, в том числе нетрадиционные: в форме КВНов, с помощью мультимедиа и т.д. Мы каждый год проводим фестиваль в разных районах. Это становится не только педагогическим праздником, но и праздником для всего района. В этом году, например, администрация Вурнарского района сделала все, чтобы фестиваль прошел успешно.


- Фестиваль - это проведение открытых уроков?


- От обычных открытых уроков наши отличаются тем, что учитель работает с незнакомым классом. То есть никакого списывания и подготовленных "вопросов-ответов" здесь нет. Получается, что урок оценивает не одна экспертная группа, состоящая из профессоров и известных преподавателей, но и сами дети. Интересно им или нет, это сразу заметно. Уровень знаний класса тоже как на ладони. А вообще, это своеобразное представление идей, которые наработали учителя Чувашии.


- И чем вас поразили на этот раз?


- В одном из классов Калининской школы, в 11 А, учитель из Порецкого района вела открытый урок. У нее была установка - работают все. И все работали. И как! Я таких учеников в Чебоксарах не видел. Хоть сейчас отправляй всех в 3-й лицей.


- Значит, этих ребят не надо делить на уровни?


- В этом небольшом по городским меркам классе учительница математики, ее зовут Людмила Иванова, нашла подход к каждому, дотягивая до того уровня знаний, когда ребенку становится понятно, а потому интересно этим заниматься. Это и есть принцип самого обучения, а не рапорта об обучении.