Главная >> 5 >> 18 >> 6

Театральная беседка. Станислав Дужников: "Я заложник своей фактуры"

За пределами Москвы молодой артист Станислав Дужников в основном известен по своим работам в кино - увалень Бомба из "ДМБ", капитан Доценко из сериала "Каменская": Красноярская публика во время гастролей у нас Московского драматического театра Армена Джигарханяна открыла для себя театрального актера Дужникова. И, как оказалось, его герои на сцене зачастую далеки от того образа простоватого, добродушного парня, что тиражируется на экране. Думаю, мало кто ожидал увидеть в роли Дон Жуана артиста с такой фактурой!


Мы встретились со Станиславом Дужниковым как раз после показа спектакля "Дон Жуан".


НЕ ПРОСТО СОБЛАЗНИТЕЛЬ


- Стас, в Красноярске вы сыграли в двух спектаклях, и в обоих - роли соблазнителей. Это амплуа?


- Что вы, случайное совпадение! (Смеется.) Но я бы не ставил эти образы на одну плоскость. В спектакле "Она в отсутствии любви и смерти" играю ловеласа, озабоченного лишь своими плотскими потребностями. В "Дон Жуане" все гораздо серьезнее, здесь есть философская подоплека. Человек пытается осознать, что вокруг него происходит - в жизни, в отношениях между людьми. Стремится понять природу человеческих поступков. И для этого провоцирует, экспериментирует - бросает вызов окружающим. Работать над такой ролью было очень интересно. Хотя совершенно не ожидал, что режиссер Володя Ячменев мне ее предложит.


- Почему?


- Видимо, сработал стереотип - представлял себе Дон Жуана как некоего эль-грековского персонажа. Да и сейчас мне кажется, что роль не соответствует моим внешним данным: Вообще не строю на свой счет каких-то иллюзий. То, что мне дано, - это мое. А примерять чужую шкуру бессмысленно. В "Дон Жуане" старался все передать за счет переживаний, внутреннего мира героя. Насколько это получилось, судить зрителям.


- Ощущение внешнего несоответствия - не повод для отказа от роли?


- Мне кажется, актер вообще не должен отказываться ни от каких ролей - это признак слабости. А слабость не хочется показывать никому и никогда. И потом, ведь такова наша профессия: Вы знаете, моей самой первой ролью, еще в школьные годы, была дочка мачехи в "Золушке". В драмкружке ребята репетировали эту сказку к республиканскому фестивалю художественной самодеятельности. У девочки работа не клеилась, я не выдержал и показал, как нужно играть. Напросился на свою голову! (Смеется.) Преподавательница посмотрела и поставила меня на роль дочки. Чем и определила мою дальнейшую судьбу. На фестивале наш спектакль занял первое место, а я получил главный приз. И сейчас бы не отказался сыграть женщину, такие роли - вообще высший пилотаж мужского актерского мастерства.


С ВЫБОРОМ НЕ ОШИБСЯ


- В Щукинское театральное училище вы поступали аж четыре раза. Чем оно вас так привлекло?


- Наверное, своим духом, атмосферой - сразу почувствовал там себя, как дома. К тому же, еще с детства мои любимые артисты Александр Кайдановский и Юрий Богатырев - выпускники этого училища. А когда мы с мамой в первый раз туда приехали, столкнулись на пороге с Владимиром Абрамовичем Этушем. Мама потеряла дар речи! (Смеется.) В общем, мне сразу захотелось учиться именно в Щукинском. Хотя в первый год почти поступил в Щепкинское училище. Успешно сдал все экзамены, оставалось лишь отнести документы на зачисление. Но: В то время шли вступительные экзамены в Щукинское, и я подал их туда. Поступление растянулось на четыре года, почему-то всякий раз слетал с конкурса - из-за чего даже комплексовал одно время. Но вскоре благополучно избавился от комплексов.


- С выбором училища вы не сомневались. А с выбором театра?


- Никогда не рвался ни в один театр, везде работал по приглашению. Я не из робкого десятка, и первое, что спрашивал у режиссеров и во МХАТе, и в театре Моссовета: что вы мне дадите играть? На что получал резкую отповедь - ты еще молодой и зеленый, чтобы задавать такие вопросы! А руководитель театра им. Гоголя Сергей Иванович Яшин ответил, что дает нам, выпускникам, три главные роли в новом спектакле. Поступил он грамотно: после нескольких репетиций спектакль закрылся, а мы остались в театре. Но без работы не сидели - только за первые полгода я ввелся в шесть спектаклей.


- И все-таки в итоге ушли оттуда?


- Так получилась. Время шло, а новой работы не было. Сидеть без дела я не могу. Тем более что предложений хватало - и в антрепризе, и в кино, некоторое время работал по приглашению в "Современнике": Потом предложили роль в театре Джигарханяна. Сыграл в спектакле, Армен Борисович пригласил в труппу. Согласился, о чем не жалею.Хотя поначалу был уверен, что для меня это лишь перевалочная база. После театра им. Гоголя вообще не хотел работать ни в одном театре, привязывать себя к какому-то месту.


- Что же изменило вашу точку зрения?


- Труппа. Мне кажется, такой, как здесь, больше нет нигде. Все друг за друга держатся, дружат, никаких подстав, интриг за спиной. Это многое определяет: Да и работы хватает. У нас в репертуаре около пятнадцати постановок, я занят в пяти из них. Последняя работа - Дон Жуан.


- А первая?


- Театральный критик Бердбут в спектакле "Театр-убийца" по Тому Стоппарду. Очень жизненный спектакль. Есть уважаемые критики, но, к сожалению, встречаются и такие, к мнению которых никогда не прислушиваюсь. Они пишут рецензии исключительно ради продвижения своей карьеры. В нашей постановке такие характеры очень хорошо показаны, что вызвало бурную реакцию театральной критики. (Улыбается.)


ЛУЧШЕ УСТАЛОСТЬ, ЧЕМ БЕЗДЕЛЬЕ


- Стас, а в антрепризе вы участвуете?


- Да, играю аббата в спектакле "Адриенна, или Браво, мадемуазель Лекуврер!". А еще сыграл в постановке "Люди и мыши" и в чеховском "Медведе". Нина Чусова ставила его на английском языке - это был специальный проект для англоговорящего населения Москвы. К сожалению, мы показали всего два спектакля, а потом продюсеры разорились, и проект закрылся.


- Как у вас на все хватает времени?


- Я еще и в клипах снимаюсь - на песню Игоря Демарина "Шахтерская звезда" - полгода назад. Кстати, съемки проходили в Сибири, в Новокузнецке. Но, вы знаете, гораздо хуже страдать от безделья, чем от усталости. Сейчас я очень плотно загружен, и, дай Бог, чтобы и дальше так продолжалось.


- Вы больше заняты в театре или в кино?


- Мне везде хватает работы - и то и другое очень дорого и интересно. В кино дебютировал еще в 1994 году - у Алексея Сахарова в "Барышне-крестьянке". Тогда я, кстати, был значительно худее - весил 74 килограмма. Занимался карате, бодибилдингом - в то время было модно иметь рельефное тело. В училище считался социальным народным героем. А потом из-за нехватки времени забросил занятия спортом, поправился и превратился в острохарактерного артиста.


С ЭКСТРИМОМ ПО ЖИЗНИ


- Считается, что большие люди - скрытые экстремалы, их спокойствие чисто внешнее...


- Абсолютно верно! Например, на днях в тридцатиградусный мороз я пешком отмахал на Столбах 15 километров туда и обратно. Обошли все скалы, залезли на плечо Деда. А на следующий день, как ни в чем не бывало, играл спектакль. Конечно, я не буду обвязывать себя за ноги и прыгать со скалы - это просто технически нереально при моем весе и комплекции. Но что касается каких-то авантюрных идей, походов - да запросто! Лучше жалеть о сделанном, чем о несделанном.


- Однако же на экране вы производите впечатление человека сдержанного и уравновешенного.


- Я заложник своей фактуры, напрямую от нее завишу. В кино меня пока что не используют по внутреннему содержанию. Хотя я и сомневающийся, а в каких-то ситуациях могу быть нервным, взрывным, даже истеричным.


- По вам и не скажешь!


- Естественно, я не даю окружающим повода о себе так думать. Но иногда мне бывает такое свойственно: Как и многое другое. Что в кино, к сожалению, пока не востребовано. Здесь больше преследуется не художественная ценность, а коммерческая необходимость. Чтобы сломать стереотип, который ко мне прилепился, нужно сыграть большую драматическую роль. Но и сейчас в некоторых образах немного отхожу от стереотипа. Например, в настоящее время снимаюсь в фильме "Параграф 78". Это боевик-триллер, по раннему одноименному рассказу Ивана Охлобыстина. Сюжет избитый: на океанической военной базе происходит авария, связанная с утечкой бактериологического оружия. И спецотряд должен ее локализовать. В команде семь человек, я играю одного из спецназовцев по кличке Люба - потому что он люберецкий. Самый крупный и сильный в группе. А в декабре выйдет фильм "Отпетые мошенники", где я сыграл бывшего десантника - тоже человека неспокойного.


НА ЭКРАНЕ СЕБЕ НЕ НРАВЛЮСЬ


- После какого фильма вы проснулись знаменитым?


- После "ДМБ". Хотя у меня и в мыслях такого не было. Напротив, думал, что вообще больше никогда не буду сниматься.


- Отчего же?


- Посмотрел первую черновую сборку фильма - и дико там себе не понравился! Вообще не в восторге от себя на экране. Сам не люблю смотреть фильмы со своим участием и дико стесняюсь, когда еще рядом кто-то смотрит, даже жена. В таких случаях обычно ухожу в другую комнату.


- А как попали в сериал "Каменская"?


- На фестивале "Кинотавр", куда я ездил с "ДМБ", познакомился с режиссером Юрием Морозом. Он пригласил меня на роль капитана Доценко - это было за год до начала съемок второй части.


- Не удивились, что ваш герой не похож на Мишу Доценко, изображенного в книгах Марининой?


- После показа второй части "Каменской" Маринина мне сказала: неважно, каким я написала Мишу Доценко, - теперь он будет такой. И все, после такой оценки для меня уже не имеет значения, что думают другие. Вообще, почему мы считаем, что, например, Ромео и Джульетта непременно должны быть какими-то небесными, ангелоподобными существами? Это всего лишь стереотип, сказка, которую люди сами себе придумали! В жизни все может развиваться совсем иначе. И главное - не внешний образ, а содержание, которое ты вкладываешь в свою работу. Да и зрителю, как мне кажется, сегодня интереснее наблюдать за остротой развития событий, чем за гладкой красивой историей.


ДОСЬЕ "ВК":


Станислав Дужников, актер театра и кино.


Родился 17 мая 1973 года в Саранске.


В 1998 году, по окончании Щукинского театрального училища (курс Е. В. Князева), три года проработал в Московском драматическом театре им. Н. В. Гоголя под руководством С. И. Яшина.


С 2001 года - в Московском драматическом театре под руководством А. Б. Джигарханяна. Занят в спектаклях "Три сестры", "Она в отсутствии любви и смерти", "Театр-убийца", "Пороховая бочка" и "Дон Жуан".


В антрепризе сыграл в спектаклях "Люди и Мыши", "Медведь" (на английском языке) и "Адриенна или Браво, мадемуазель Лекуврер!".


Снялся в фильмах и сериалах: "Барышня-крестьянка", "Дрянь хорошая, Дрянь плохая", "Все то, о чем так долго мечтали", "ДМБ", "Француз", "Турецкий гамбит", "Херувим", "Старлей, весна, победа", "Каменская", "Дальнобойщики", "Теория запоя", "Остановка по требованию" и др. В настоящее время занят в съемках фильма "Параграф 78".