Главная >> 5 >> 18 >> 5

ИНФОРМАЦИЯ

КАЗАНЬ


Семь концертов VI Международного фестиваля современной музыки "ЕВРОПА-АЗИЯ" прошли со 2 по 4 апреля в Казани и Зеленодольске.


Акция собрала 15 композиторов и исполнителей из 11 стран. Участвовали и коллективы Республики Татарстан, в том числе Государственный струнный квартет РТ, Молодежный хор "Хыял", Ансамбль Новой музыки, созданный при Центре современной музыки С. Губайдулиной.


На этом фестивале многое было впервые. Первый раз Казань посетили корейские композиторы Чин Ку Юнг и Чун Сан-До, японский композитор Юкимаса Моримото и австрийская скрипачка японского происхождения Маки Итон, Ансамбль "Орион" из Швейцарии, бельгийский кларнетист Стефан Вермеерш, пианист Вернер Бархо из Германии. Значительная часть прозвучавших произведений - мировые премьеры. Жанровая панорама представленных сочинений была необычайно широкой - от традиционных прелюдий К. Штокхаузена и И. Якубова до ритмических феерий Чин Ку Юнга и Ш. Тимербулатова, от обычного струнного квартета до самых разнообразных составов.


Впервые в рамках "Европы-Азии" прошел концерт электронно-акустической и интерактивной музыки, которую казанским слушателям представил ведущий в России Центр электроакустической музыки и мультимедиа "Термен-центр", созданный в 1992 в Москве под руководством Андрея Смирнова. Также первый раз на фестивале играл известный интерпретатор старинной и современной музыки, проф. Московской консерватории и "Моцартеума" в Зальцбурге Алексей Любимов.


Завершился форум современной музыки "неожиданным" спектаклем "Из Красной книги": игра воображения для Пианиста и шести персонажей московского композитора, руководителя лаборатории "Театра звука" Александра Бакши. "Это - скорее перформанс, в котором звук, движение, анимация, видео и фотоизображение, даже запах образуют колдовскую среду".


По традиции, фестиваль "Европа-Азия" не ограничивается границами столицы Татарстана. О нем знают в Нижнекамске и Альметьевске, Бугульме и Набережных Челнах. В этом году участников встретил Зеленодольск.


Евразийская линия просматривается и "прослушивается" в структуре концертных программ. Слушатель "перемещается" из таинственной ауры Востока в многообразие композиторов Запада. Впервые на фестивале было представлено еще одно новое направление - Гамеллан-ансамбли, исполняющие музыку восточных традиций в Европе. Гостями были солисты ансамбля японской и китайской музыки "Ваон" при Московской консерватории Д. Калинин и Г. Мнацаканов.


В концертах прозвучали сочинения 17 композиторов Татарстана, многие из них представили музыку, специально созданную для этого фестиваля. Отметим очень широкую возрастную амплитуду авторов: от студентов консерватории до профессора кафедры композиции А. Луппова, который в этом году отмечает свое 70-летие.


Рамзия УСЕИНОВА


***


САМАРА


22-25 апреля - IV Международный музыкальный фестиваль "Молодые звезды XXI века".


Этот фестиваль является социально-творческим заказом Департамента культуры и проходит под пристальным вниманием губернатора К. Титова. В нем участвуют талантливые молодые исполнители из разных стран и городов России, почти все они - лауреаты различных конкурсов, стипендиаты Благотворительного фонда "Новые имена". Безусловно, выступают и юные музыканты из Самары и Тольятти. Инициатор и бессменный художественный руководитель молодежных фестивалей - главный дирижер симфонического оркестра Самарской филармонии, нар. арт. РФ Михаил Щербаков. Возглавляемый им коллектив также участвует в акциях.


Среди московских "молодых звезд" - ученики ЦССМШ, студенты и аспиранты консерватории и РАМ им. Гнесиных. В их числе - пианисты Максим Бандурин, Николай Токарев, Ксения Башмет, Марина Кан; скрипачи Валерий Слотин и Алена Баева, трубач Александр Ветух. Из Магнитогорска приехал саксофонист Владислав Вальс, из Екатеринбурга - пианистка Анна Белкина. Японию представлял пианист Тецумичи Есинага, Турцию - пианист Гекхан Айбулус, Австралию - скрипач Евгений Соркин.


Пианисты Александр Загадкин, Дмитрий Файн, Светлана Несмелова, Ольга Мурсалимова, Антон Козин, Илья Кондратьев, балалаечники Алексей и Дмитрий Буцыковы и трио ДШИ N 8 "Радуга" в составе: Шамиль Шайхутдинов (скрипка), Светлана Рясная (фортепиано) и Андрей Кудряков (виолончель) - из Самары. Самая юная участница - восьмилетняя Анастасия Воротная из Тольятти.


Каждый участник предложил свою большую сольную программу, но М. Щербаков отобрал для исполнения лишь то, что наиболее интересно слушателям.


Прозвучали фортепианные и скрипичные концерты с оркестром, инструментальная музыка Гайдна, Моцарта, Бетховена, Брамса, Сибелиуса, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича. Были и премьеры: Концерт для скрипки с оркестром Ю. Конюса и Вариации для скрипки соло "Пальпити" Паганини (исп. А. Баева), Концерт для фортепиано с оркестром Ляпунова (О. Мурсалимова), Концертино для саксофона с камерным оркестром Ибера (В. Вальс), "Тема с вариациями" Мессиана (Е. Соркин), Фантазия для фортепиано на темы симфонической сюиты "Шехеразада" Римского-Корсакова (Н. Токарев).


24 апреля на сцене Самарской филармонии выступил почетный гость фестиваля, который раньше был его участником, - лауреат международных конкурсов, скрипач Дмитрий Коган. Он сыграл 24 каприса Паганини.


***


ВЛАДИВОСТОК


В рамках XII фестиваля классической музыки "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ВЕСНА" оркестр штаба Тихоокеанского флота (руководитель Константин Селиванов) осуществил премьеры двух крупных симфонических произведений: Партиты для скрипки и камерного оркестра Э. Денисова (солист Феликс Кальман) и оркестровой сюиты английского композитора Г. Холста "Планеты". Этот коллектив - единственный провинциальный флотский оркестр России, в котором имеется струнная группа, поэтому он может исполнять симфонический репертуар.


26 марта 25-летие творческой деятельности отметил засл. арт. РФ, проф. кафедры народных инструментов Дальневосточной государственной академии искусств, баянист Александр КАПИТАН.


В юбилейном концерте приняли участие ученики и коллеги бенефицианта. Прозвучали сочинения Шостаковича, Шнитке, Пьяццоллы, Наюнкина, Власова, Дербенко. А. Капитан также выступил в качестве солиста с Тихоокеанским симфоническим оркестром п/у С. Арбуза, исполнив концерт "Аконкагуа" для бандонеона с оркестром Пьяццоллы и Концерт для баяна с оркестром "Посвящение Пьяццолле" Зубицкого.


Ирина ГРЕБНЕВА


***


УЛАН-УДЭ


В столице Бурятии с 22 по 27 марта состоялся ФЕСТИВАЛЬ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ. Он был посвящен 50-летию фортепианного отделения музыкального колледжа им. П.И. Чайковского и 60-летию его первого выпуска.


В концертном зале Бурятской филармонии выступали преподаватели и учащиеся колледжа, выпускники. Сольные вечера дали пианисты О. Шитин (Новосибирск), К. Сероватов (Иркутск), солист Красноярской филармонии В. Потапов. Кульминацией стал концерт Симфонического оркестра Бурятской филармонии п/у В. Галсанова; прозвучали части из популярных концертов для фортепиано с оркестром Бетховена, Листа, Сен-Санса, Гершвина, Рахманинова, Чайковского, а также Фантазия для фортепиано с оркестром бурятского композитора Виктора Усовича.


В рамках фестиваля прошла конференция, где обсуждались вопросы педагогики, методики преподавания, истории становления фортепианного отделения, а также актуальные проблемы. Одна из них - отсутствие в Бурятии качественного концертного рояля.


***


ЕКАТЕРИНБУРГ


В Свердловской филармонии с 30 марта по 2 апреля прошел ФЕСТИВАЛЬ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ "BRASS-STORM", осуществленный исключительно силами Уральского академического филармонического оркестра.


Меломаны смогли услышать в ансамблях и соло абсолютно все духовые симфонические инструменты.


В фестивале участвовали 11 солистов, УАФО в полном составе, Камерный филармонический оркестр и один сборный фестивальный коллектив. Играли два квинтета: "Lorelei-quintett" (группа деревянных духовых, организован в 1991) и "Брасс-квинтет" (группа медных, создан в 1998). Слушатели познакомились с искусством бас-кларнетиста Ю. Нечаева, ударника В. Широкова, а также с новым дирижером УАФО, флейтистом Алексеем Доркиным.


Программу "Марафон аэрофонов" составили обработки органных и симфонических произведений Баха, Римского-Корсакова, Шостаковича, Дунаевского, Бибергана, Гущенскова, выполненные А. Доркиным. В концерте "Парад медных звезд" прозвучали Концерт для тубы с оркестром Лебедева (солист О. Соловей), Концерт для валторны с оркестром Глиэра (А. Скороходов), Концертино для тромбона и струнных Куцира (Ю. Иванов), Концерт для трубы с оркестром Арутюняна (П. Коваленко), а также фрагменты сюиты из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева.


***


ИЖЕВСК


С 17 апреля по 7 мая в столице Удмуртской Республики проходит 47-й ФЕСТИВАЛЬ, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ РОЖДЕНИЯ П.И. ЧАЙКОВСКОГО.


Концерты также проводятся в Воткинске и Чайковском.


В традиционном фестивале участвуют: Симфонический оркестр "Новая Россия" (художественный руководитель Юрий Башмет, дирижер Евгений Бушков), солисты балета Мариинского театра, Театр-балет Евгения Панфилова (Пермь), Государственный струнный квартет им. Глинки, московские солисты А. Набиулин, М. Джемесюк (фортепиано), О. Бугаев (виолончель) и вьетнамский скрипач Зюй Буй Конг. Активно выступают и коллективы Удмуртской Республики: Государственный симфонический оркестр (дирижер Николай Роготнев), Театр оперы и балета, оркестр духовых инструментов, хоровая капелла "Avis cantu" и музыкальный лекторий Удмуртской филармонии.


"О фестивале молчали, потому что до последнего момента составляли программу. Думали так долго потому, что не было денег. Кого можно пригласить и заманить на фестиваль пусть с магическим именем, но с нищенским бюджетом? Благодаря неожиданному появлению спонсора смогли пригласить симфонический оркестр "Новая Россия" с дирижером Е. Бушковым. Юрий Башмет не приедет. "Приезд оркестра стоит 450 тысяч, а он один в три раза дороже", - объяснили организаторы фестиваля" ("АиФ Удмуртия").


***


БЕЛГОРОД


Завершился IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС МОЛОДЫХ ГИТАРИСТОВ. В нем участвовали студенты средних специальных учебных заведений Белоруссии, Украины, Казахстана, России. Жюри возглавлял композитор Никита Кошкин. В номинации "Солисты" первая премия не присуждена ни в младшей, ни в старшей возрастной группах. В категории "Ансамбли" победил квартет из Могилева (Беларусь).


***


УФА


ПАМЯТИ МУЗЫКАНТА


На 80-м году жизни скончался выдающийся деятель хорового искусства, заслуженный деятель искусств России и Республики Башкортостан, профессор Михаил Петрович ФОМЕНКОВ


Скромно жил и так же скромно и незаметно ушел от нас бесконечно дорогой Учитель. Но жизнь он прожил удивительно интересную и яркую.


Не стало истинного интеллигента, эрудита, превосходного музыканта, добрейшей души человека. До последнего дня он был, как всегда, строен, подтянут, красив и благороден...


Мы начинаем все в большей мере осознавать масштабы его личности. Видно, на роду Фоменкову было написано быть первопроходцем. Выпускник "Гнесинки", он закончил аспирантуру Московской консерватории у великого А. В. Свешникова. В 1968 стал первым проректором молодого института в Уфе, первым возглавил кафедру хорового дирижирования, стал первым художественным руководителем студенческого хора. В 1950-60 был первым председателем Хорового общества Башкирской АССР и руководил смешанным хором музыкально-педагогического училища и капеллой профсоюзов. Его деятельность поражает своим размахом. А ведь, пройдя Великую Отечественную, он не отличался идеальным здоровьем.


Фоменкова высоко чтили А.А. Юрлов, К.Б. Птица, С.Г. Эйдинов... Михаил Петрович реализовал себя во всех ипостасях. Одна из самых ярких - исследовательская. Его перу принадлежат монография "Башкирская народная песня", книга о развитии профессионального хорового искусства в республике, "Воспоминания о Шаляпинском зале", множество статей и очерков. Он автор превосходных обработок башкирских народных песен, таких как "Тюлляс", "Агидель", "Азамат", многих других.


Но, пожалуй, главный его талант - педагогический. Он был для любого ученика энциклопедией знаний по литературе, истории, музыке, технологии и методике дирижирования. А одним из главных уроков для нас была его честность. Честность музыканта, педагога, человека.


Он был добр к нам. Без менторства и грубости, даже когда был недоволен. Только упрек в глазах. Ученики, коих у него было несколько сотен, становились ему родными. И он стал частичкой нас самих.


От имени учеников - Эльвира ГАЙФУЛЛИНА, главный хормейстер Башкирского государственного театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, профессор.