Главная >> 5 >> 18 >> 5

"ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ"

IV Международный фестиваль "Музыкальные автографы: Самара - 2005" , открывшийся концертом, посвященным Великой Победе, продолжил авторский вечер народного артиста СССР, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Андрея Эшпая. Композитор Михаил Броннер охарактеризовал творчество Эшпая так: "Эшпай сегодня едва ли не единственный композитор, который пишет настоящую, живую музыку".


Неоднократные встречи с Андреем Яковлевичем в нашем городе начались с 1969 г. , когда Государственный симфонический оркестр кинематографии под управлением Эмина Хачатуряна исполнил его Первую симфонию и Первый концерт для фортепиано с оркестром, где солировал автор, ученик В. Софроницкого. В 1970 г. в Дни музыки композиторов России Нееме Ярви с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и телевидения представил Концерт для оркестра. А дальше - нам памятно участие А. Эшпая во Всесоюзных фестивалях "Композитор и фольклор"; под управлением Геннадия Проваторова прозвучали его Вторая и Третья симфонии, "Симфонические танцы" , Второй скрипичный и Второй фортепианный концерты.


Многие годы в Самарском академическом театре оперы и балета с большим успехом шли балеты Эшпая в постановке народного артиста РСФСР Игоря Чернышева - "Ангара" и "Помните!" (в московском варианте последний балет носит название "Круг").


После Геннадия Проваторова эстафету знакомства с музыкой этого выдающегося композитора подхватил Валентин Нестеров. И тогда мы услышали блестящее исполнение Пятой симфонии и Концерта для саксофона с оркестром с солистом - лауреатом всесоюзных и международных фестивалей Сергеем Гурбелошвили. Наконец, в 1991 г. Михаил Александрович Щербаков впервые исполнил Шестую Литургическую симфонию, Венгерские напевы и только что созданный Третий концерт для скрипки с оркестром. Солистом выступил народный артист РСФСР, лауреат международных конкурсов Эдуард Грач, исполнитель всех концертов для этого инструмента, написанных Андреем Эшпаем.


И вот, спустя четырнадцать лет, оркестр во главе с художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом России Михаилом Щербаковым, обратился к новым сочинениям А. Эшпая. На сей раз в программе были: предпоследняя Восьмая симфония, Концерт для контрабаса с оркестром (солист - Рифат Комачков), симфоническая картина "Переход Суворова через Альпы" и ранее полюбившийся слушателям Концерт для саксофона с оркестром (солист - Алексей Волков).


На встрече со студентами Педагогического университета, проведенной им в эти самарские дни, композитор сказал, что, несмотря на свои 80 лет, остался девятнадцатилетним. Ему было 19 лет, когда в Берлине он, командир разведки, встретил Победу, за несколько часов до этого потеряв двух ближайших друзей.


Не оттуда ли, из этого внутреннего ощущения душевной молодости и одновременно вечной ответственности перед памятью павших, и одна из самых пронзительных песен Эшпая - "Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой". Ею открывался концерт. Стихийно возник дуэт: Андрей Эшпай, сидя за роялем, начинает песню, Марк Левянт, автор проекта "Музыкальные автографы" , ее подхватывает. А сидящие в зале тихо подпевают им.


Не помню, кем-то было сказано: чтобы создать по-настоящему значительное произведение искусства, нужно иметь талант, мастерство и ... рану в сердце... По-моему, верно. И если одного из этих "слагаемых" не достает - хотя бы одного - это всегда ощущается.


Рана в сердце... Это высказывание А. Я. Эшпая вспомнилось сразу же, когда зазвучала Восьмая симфония, посвященная отцу.


Образ отца проходит через все творчество Эшпая. Ранее - Третья симфония была посвящена ему, ведущему зачинателю марийской профессиональной музыки, последователю и пропагандисту марийского фольклора, и написана сразу же после случившегося (Яков Андреевич Эшпай умер в 1963 г. ). В Восьмой - почти через сорок лет - сын вновь возвращается в симфонии к дорогому образу.


"Отец был удивительно талантлив. Я говорю не только о музыке, хотя и здесь его творческая натура проявлялась очень своеобразно. Отец был одухотворенным человеком с поэтическим складом души. Отлично рисовал - в основном пейзажи. Обладал утонченным восприятием прекрасного. Он знал, любил и понимал природу - основу всех искусств. Как-то мы шли с ним по лесу, он срезал камышинку, сделал из нее флейту и заиграл на ней. Что-то ему не понравилось, и через минуту был готов уже второй инструмент, с другим звукорядом... " Так вспоминал Андрей Яковлевич о своем отце, таким он остался в его памяти.


Восьмая симфония открывается потрясающей по своей выразительности мелодией - песней-плачем, звучащей терпко и горько. Она ведущая тема всего сочинения, четыре части которого идут без перерыва. И объединяет их не только интонация песни-плача, но и флейтовые соло: они во многих произведениях А. Эшпая играют "знаковую" роль. В них воедино слились и картина детства со срезанной камышинкой, и родной сердцу пейзаж, и "гипноз пентатоники" марийской народной песни с ее причудливой, полной изящества ритмикой.


В эту симфонию А. Я. Эшпай ввел две подлинные марийские песни, поручив их флейте, - ту, которую очень любил отец, и ритуальную, звучащую традиционно на сороковой день после ухода человека из жизни. Они трепетно прозвучали в исполнении лауреата международного конкурса Екатерины Матюшенковой.


Концерт для саксофона с был исполнен во второй части вечера.


Андрей Яковлевич любит повторять: "Я думаю, что джаз, как и фольклор, выполняет в наши дни охранительную функцию - он позволяет прикоснуться к музыке в ее почти стихийном проявлении, возвращая нас к природным, вечным ее началам".


В этом Концерте проявился мощный темперамент композитора, его умение совместить, казалось бы, несовместимое - импровизационную свободу изложения и жесткую токкатность, проникновенный лиризм во всех его проявлениях и своеобразное ерничанье. "Жизнь души "на ветру мировых клоунад" - так определил "главный болевой узел Концерта" В. Лихт, используя выражение А. Вознесенского.


Два великолепных солиста выступили в этот вечер - известный уже Самаре Алексей Волков и Рифат Комачков. Именно Рифату Комачкову, заслуженному артисту РФ, первому исполнителю уникального Концерта для контрабаса с оркестром, посвятил А. Я. Эшпай свое сочинение, яркое, динамичное и мудрое.


В финале концерта прозвучала симфоническая картина "Переход Суворова через Альпы" , посвященная одному из самых знаменитых и трагических походов российской армии в истории военного искусства: в 1788 г. наша армия была предана союзниками. Фельдмаршал Суворов дорогой ценой спас армию.


Андрей Яковлевич рассказывал: "Мне хотелось создать такую фреску, в которой были бы очевидны и масштабы этого риска, этого подвига на грани невозможного, и дух сильного противостояния врагу, бедствию, смерти. Мне хотелось сделать музыку живой интонационной речью... И, находясь в наших днях, 200 лет спустя, передать нечто субъективное, из чего и складывается картина исторических событий".


Композитор сам побывал в тех местах, где установлена громадная доска в память о солдатах Суворова, и именно в то зловещее время года.


Психологическое прочувствование той чудовищной реальности - вот что поражает в этой музыке. Введенные им в конце сочинения цитаты - "Славься" М. И. Глинки и сигналы из Марша Преображенского полка - воспринимаются как символы победы российских солдат. Не случайно в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, 9 мая в одном концерте прозвучали Седьмая симфония Д. Шостаковича и "Переход Суворова через Альпы" А. Эшпая как дань памяти великому подвигу героев нашей страны.