Главная >> 5 >> 18 >> 3

ВЛИЯНИЕ ЧЕХОВА

ИМЯ


"В плеяде великих европейских драматургов... имя ЧЕХОВА сияет как звезда первой величины", - писал в начале XX века Дж. Б.ШОУ. 29 января исполняется 145 лет со дня рождения Антона Павловича ЧЕХОВА...


А. П.ЧЕХОВ много работал для театра: драматический этюд "Калхас" (Лебединая песня, 1887), пьеса "Иванов" (1887-1889), одноактная пьеса "Свадьба" (1889), пьеса "Леший" (1889), переделанная впоследствии в пьесу "Дядя Ваня", водевили "О вреде табака" (1886), "Медведь", "Предложение" (1888-1889), "Трагик поневоле" (1889-90), "Юбилей" (1891-92), "Чайка" (1896), "Дядя Ваня" (1896), "Три сестры" (1900-1901), "Вишневый сад" (1903).


ЧЕХОВ тяготел к театру всю жизнь. Первые театральные впечатления он получил в юности, проведенной в Таганроге. Тогда же, по свидетельству брата, М. П.ЧЕХОВА, написаны первые драматические произведения: не сохранившийся водевиль и пьеса "Безотцовщина", найденная и опубликованная лишь в 1923 году.


С началом литературной деятельности ЧЕХОВА его окружает театрально-художественная среда Москвы и Петербурга. Знакомые ЧЕХОВА - музыканты, художники, актеры, режиссеры, критики и литераторы. Иногда ЧЕХОВ выступал в качестве театрального рецензента. Многие рассказы, фельетоны, статьи и письма ЧЕХОВА 1880-х годов посвящены театру и актерам. Писатель высоко ценил русскую реалистическую школу, он был хорошо знаком с великой трагической актрисой М. Н.ЕРМОЛОВОЙ, дружил с актерами В. Н.ДАВЫДОВЫМ и П. М.СВОБОДИНЫМ, В. Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ и М. Г.САВИНОЙ. Среди московских театров он отдавал предпочтение Малому театру, среди петербургских - Александринскому. Почти во всех работах, посвященных театру, ЧЕХОВ отмечал важность актерской культуры и профессионализма.


Крупные драматические произведения 1880-х годов не имели большого сценического успеха. Автора обвиняли в незнании условий сцены. Между тем уже в первых пьесах "Иванов" и "Леший" намечены главные художественные принципы чеховского театра. ЧЕХОВ отказался от традиционного в то время деления персонажей на положительных и отрицательных, носителей добра и зла. "Я ... не вывел ни одного злодея, ни одного ангела", - писал он. Главный конфликт пьесы ЧЕХОВ связывает с душевным миром героев, их чувствами и переживаниями. Особый эмоциональный тон чеховских пьес современники называли настроением. Но уловить и передать его на сцене оказалось сложной задачей. "Чайка", пьеса, с которой ЧЕХОВ связывал большие надежды, провалилась на сцене Александринского театра в 1896 году. Драматург тяжело переживал неудачу. Поэтому, когда основатели Московского Художественного театра К. С.СТАНИСЛАВСКИЙ и В. И.НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО попросили разрешения открыть свой второй сезон 1898-1899гг. пьесой "Чайка", ЧЕХОВ согласился не сразу.


Художественный театр оказался лучшим интерпретатором произведений ЧЕХОВА. Антон Павлович бывал на репетициях. Режиссеры и артисты часто обращались к нему за советами. Они создали на сцене целостный и гармоничный ансамбль, воплотивший замысел драматурга. ЧЕХОВ, вынужденный из-за болезни переселиться в Ялту, не смог присутствовать на триумфальной премьере "Чайки" 17 декабря 1898 года. "Успех колоссальный, мы все сумасшедшие от счастья", - писали в телеграмме ЧЕХОВУ участники спектакля. Такой же успех имела другая постановка Художественного театра - "Дядя Ваня" (25 октября 1899 года). "Художественный театр, - писал ЧЕХОВ режиссеру В. И.НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО, - это лучшие страницы той книги, какая будет когда-либо написана о современном русском театре".


В апреле 1900 года Художественный театр приехал на гастроли в Ялту к ЧЕХОВУ. Здесь собрались тогда многие выдающиеся деятели русской литературы и искусства, в том числе ГОРЬКИЙ, БУНИН, РАХМАНИНОВ. Их знакомство с Художественным театром, со СТАНИСЛАВСКИМ, встречи с ЧЕХОВЫМ оставили яркий след в русской и мировой культуре начала 20-го века. По просьбе СТАНИСЛАВСКОГО и НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО ЧЕХОВ работает в Ялте над пьесами "Три сестры" (1900-1901) и "Вишневый сад" (1902-1903).


С Художественным театром ЧЕХОВА связывали также родственные узы: 25 мая 1901 года он женился на талантливой актрисе Ольге Леонардовне КНИППЕР. Впоследствии на сцену Художественного театра поступил племянник писателя - Михаил ЧЕХОВ, гениальный актер и режиссер, автор книги "О технике актера", основавший в Америке в 1940-50-х годов свою театральную студию.


Несмотря на громадный успех режиссеров К. С.СТАНИСЛАВСКОГО и В. И.НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО, ЧЕХОВА далеко не все удовлетворяло в их постановках. О создании нового театра, более условного, чем МХТ, мечтал гениальный Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД. Ученик СТАНИСЛАВСКОГО, он познакомился с ЧЕХОВЫМ на репетициях "Чайки", где играл Треплева. В лице ЧЕХОВА МЕЙЕРХОЛЬД видел единомышленника и позднее использовал советы драматурга в своем творчестве. Великий реформатор театра поставил в 1927 году спектакль "33 обморока" по водевилям А. П.ЧЕХОВА.


В советское время театральные интерпретации произведений ЧЕХОВА отличались разнообразием. Наиболее заметные постановки "Три сестры" В. И.НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО (1940), "Иванов" М. КНЕБЕЛЬ и Б. БАБОЧКИНА, "Три сестры", "Дядя Ваня" Г. ТОВСТОНОГОВА, "Чайка", "Вишневый сад" А. ЭФРОСА, "Чайка", "Три сестры" О. ЕФРЕМОВА. В 80-90-е годы интерес к творчеству ЧЕХОВА еще более усиливается, появляются оригинальные трактовки Э. НЯКРОШЮСА, И. РАЙХЕЛЬГАУЗА, М. РОЗОВСКОГО, К. ГИНКАСА и др. Зарождаются традиции проведения чеховских театральных фестивалей в Ялте (с 1985), Москве (с 1995).


Большое влияние ЧЕХОВ оказал на развитие русской и мировой литературы-прозы и драмы. Чеховская "Чайка", ставшая эмблемой МХТ, вместе с другими пьесами ЧЕХОВА вошла в репертуар мирового театра. О роли ЧЕХОВА в искусстве 20-го века говорили крупнейшие драматурги Европы и Америки: Дж. Б.ШОУ, Дж. Б.ПРИСТЛИ, С. МОЭМ, Т. УИЛЬЯМС, Ю. О'НИЛ и др.


В 1919 году Б. ШОУ написал пьесу "Дом, где разбиваются сердца", названную им фантазией в русской манере на английские темы. На сценах Великобритании широкий интерес к творчеству ЧЕХОВА возник после первой мировой войны. На протяжении 20-го века к нему обращались многие знаменитые режиссеры, например Л. ОЛИВЬЕ и П. БРУК. Во Франции пик интереса к драматургии ЧЕХОВА пришелся на 60-70 годы 20-го века: среди постановщиков - Ж. Л.БАРРО, Саша ПИТОЕВ, Дж. СТРЕЛЛЕР, Г. МОННЭ, Ж. ВИЛЛАР. В Германии и странах Северной Европы пьесы ЧЕХОВА не сходят со сцены после второй мировой войны: П. ШТАЙН (ФРГ), Ральф ЛОНГБАККА (Финляндия) и др. Начиная с 50-х годов, пьесы ЧЕХОВА широко ставят в театрах Китая, Кореи, Японии. ЧЕХОВ - один из наиболее известных и влиятельных европейских драматургов в США. Т. УИЛЬЯМС считал "Чайку" гениальной пьесой и мечтал поставить ее на сцене в своей трактовке.


С. МОЭМ писал в 1930-х годах: "Самые элементарные замечания о современной художественной прозе не могут обойтись без упоминания о русском влиянии", - подразумевая прежде всего творчество ЧЕХОВА. Писательница К. МЭНСФИЛД называла ЧЕХОВА своим учителем. О благотворном влиянии ЧЕХОВА на английскую литературу писал Дж. ГОЛСУОРСИ. О воздействии ЧЕХОВА на французскую литературу говорили Ж. ВЕРКОР, А. ВЮРСМЕР, Ф. МОРИАК, Э. ТРИОЛЕ. Т. МАНН посвятил русскому писателю и его роли в немецкой литературе 20-го века очерк "Слово о Чехове".


Многие произведения ЧЕХОВА инсценировались для кино и телевидения, а также были поставлены в музыкальном театре. К ЧЕХОВУ обращались композиторы С. РАХМАНИНОВ, А. СПЕНДИАРОВ, Р. ЩЕДРИН, В. ГАВРИЛИН и др.