Главная >> 5 >> 18 >> 3

Герои, которых нет в пьесе

Форум молодых театров во Владимире


Во Владимире прошел Форум молодежных театров, в котором приняли участие коллективы из Брянска, Воронежа, Тулы, Москвы, Калуги, Твери, Элисты и, конечно, сами хозяева, студенты выпускного курса (руководитель Николай Горохов). Колледжа искусств. Новый директор Владимирского театрального комплекса Борис Гунин, разумеется, шел на эксперимент, проводя впервые подобный фестиваль: отчетливо выраженной концепции у форума не было, поэтому в нем участвовали, с одной стороны, студенты (кроме владимирских - калужские, курс Александра Плетнева), с другой - давние, признанные участники многих театральных фестивалей: ТЮЗ из Элисты под руководством Бориса Манджиева с мюзиклом "Стая" уже достаточно хорошо известным нескольким российским городам; Театр У Никитских ворот Марка Розовского с премьерным спектаклем "Собаки" по повести К.Сергиенко "Прощай, овраг!" А еще были и третья, и четвертая стороны: так, в спектакле Тульского ТЮЗа "Трепетные истории" К.Драгунской режиссер Владимир Шинкарев объединил артистов разных поколений, а брянский режиссер Б.Ярыш представил на суд зрителей вампиловского "Старшего сына" где рядом со вчерашними студентами играет народный артист И.Камышев.


Вопросов к организаторам было много, но была и искренняя, глубокая благодарность за то, что мы получили возможность еще раз увидеть, чем живут театры разных российских городов, как тянутся они к современной пьесе, как настойчиво ищут новых путей в раскрытии старого, классического репертуара. И в этом смысле Форум молодежных театров, несомненно, удался, хотя почти всем коллективам пришлось выслушать на обсуждениях немало горьких слов. Особенно Тверскому ТЮЗу представившему на фестиваль мюзикл "Русалочка", поставленный режиссером Ларисой Леляновой довольно давно и порядком "поизносившийся"


На примере этого мюзикла особенно отчетливо видно, как стремительно несется время - театральная эстетика ветшает, особенно если она слишком сильно привязана к определенному моменту нашей жизни. Дискотечный стиль, в котором задумана история мужественной андерсеновской героини, пожертвовавшей жизнью во имя любви, сегодня уже явно "не работает" До прозрачности ясный сюжет кажется перегруженным персонажами, которые не только ничего не проясняют, но явно мешают развитию действия. "Романтическая история любви" как заявлен жанр в программке, не случается в этом спектакле, наполненном грохотом, шумом, но только не романтикой и не любовью.


Куда современнее мюзикл "Стая" в постановке Бориса Манджиева, но и в нем отсутствуют начисто какие бы то ни было психологические мотивировки и характеры. Если говорить о жанре мюзикла, то пожалуй, из трех представленных на форуме самым сильным был спектакль "Собаки". Марк Розовский выбрал новую инсценировку повести, сделанную молодым драматургом Верой Копыловой, и история жизни и гибели собак на дне оврага приобрела дополнительный объем, глубокий смысл и живой эмоциональный отклик зала. С блеском сыграли в спектакле Андрей Молотков (Хромой), Ольга Лебедева (Крошка), Ирина Морозова (Бывшая Такса).


"Старший сын" А.Вампилова глубоко удручил - ощущение полного непонимания и - главное! - безразличия к судьбам и характерам персонажей. Режиссер подменил акценты, представив зрителям, в сущности, банальную историю о том, как два юных прохиндея проникли в дом неудачника Сарафанова и сыграли свою злую шутку Никого не жаль, ничего не изменилось в мироощущении героев. Зрители, не знающие содержания вампиловской пьесы, много смеялись, а потом расходились из зала, мгновенно забыв об увиденном.Модная ныне "новая драма" была представлена на форуме спектаклями воронежцев ("Мотылек" П.Гладилина), "Трепетными историями" К.Драгунской и сочинением Михаила Покрасса "Не про говоренное" им же и поставленным в Центре драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М.Рощина. Ощущение от этих очень разных спектаклей во многом едино - перед нами проговоренные характеры, для которых нет и не может быть никакого действия, процесса, но зато щедро выявляется способность к тому, что в древнерусской литературе называлось "плетением словес" Они плетутся и заплетаются вокруг каждого жеста, превращаясь в поток сознания, ничего не проясняющий для зрителей, но по-своему завораживающий ловкой имитацией действия и характера. Что ж, может быть, и это нужно сегодняшнему театру. Тем более что подобный способ существования все-таки не лишает артистов возможности раскрыться, когда они наполняют этот "воздух" собственными, личностными проявлениями. Как изумительная Зинаида Леонтьева в "Трепетных историях" - не случайно ее героиня определяется как "Персонаж, которого нет в пьесе"; самое присутствие этой старой актрисы на сцене придает атмосфере нечто живое, трепетное, трогательное. Или как Яна Есипович в спектакле М.Покрасса - актриса вносит в искусно выполненную имитацию жизни ломкие интонации, стремительный ритм. Или как Юрий Овчинников, выразительно, наполненно сыгравший Полковника в спектакле "Мотылек".


Самое сильное впечатление произвели студенты. Калужане сыграли "Забавный случай" К.Гольдони, с одной стороны, выполняя в нем всевозможные учебные задачи, с другой же - блеснув истинным пониманием атмосферы, ритма, характера, события. Особенно запомнились поистине блистательные работы Елизаветы Лапиной (Констанция), Галины Стадниковой (Марианна), Сергея Путинцева (Рикарц), Игоря Корнилова (Филиберт). Интересно играли и Анастасия Семесенко (Жанина), Григорий Иванец (Де ля Коттери), Денис Юшечкин (Гасконь).


Хозяева форума, владимирские студенты, показали "Власть тьмы" Л.Н.Толстого - сложнейший материал не только для начинающих артистов, но и для опытных мастеров. Ребята пережили серьезное испытание - не успев довести постановку до конца, умер их педагог, доцент Школы-студии МХАТа Владимир Кузнецов, но художественный руководитель курса Николай Горохов завершил работу. Педагоги вели своих студентов к философии Толстого, что называется, с другой стороны, от противного. Спектаклю предпослан эпиграф из старца Паисия: "Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, поскольку дают дьяволу права над собой". Это и стало своего рода сверхзадачей - цепочка попыток внутреннего противостояния, определившая характеры Анисьи (Полина Малышева), Никиты (Владимир Кузнецов), Акулины (Александра Морозова). Попытка, завершившаяся сломом, сдачей своих прав дьяволу. Спектакль совершенно традиционный, во многом содержащий задачи учебные, "Власть тьмы" неожиданно обозначила и тот нравственный мир, в котором сегодня ищут и находят себя молодые люди. Ни об одной роли этого спектакля нельзя сказать как о проходной. Сыгранные более выразительно одними, менее эмоционально другими, все они прошли чрез сердца молодых артистов. Это можно отнести и к Антону Карташову (Петр), и к Анне Лузгиной (Анютка), и к Анатолию Шалухину (Аким), и к Анне Кукушкиной (Матрена), и к Дмитрию Бычкову (Митрич).


Говорят, когда на фестивале есть хотя бы одно открытие, можно считать его удавшимся. Во Владимире их было больше. Значит, Форум молодежных театров удался, и надо ждать его продолжения - ведь оно непременно подарит нам открытия, тем более что Владимирский театральный комплекс расположен у самых Золотых ворот - одного из красивейших мест не только этого старого русского города, но, может быть, всей нашей страны.


Владимир - Москва