Главная >> 5 >> 18 >> 3

Богдан Ступка об "Эдипе" , референдуме и "чужих" одеждах

С большим успехом прошли выступления франковцев в Беларуси


ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / "День"


БОГДАН СТУПКА: "ЦАРЬ ЭДИП" - ЭТО РАЗГОВОР О ВЛАСТИ. А ВЛАСТЬ - СИЛЬНОЕ ОРУЖИЕ..."


На недавно завершившемся в Минске Международном фестивале театрального искусства "Панорама" киевляне познакомили публику со своей версией трагедии Софокла "Царь Эдип". О том, как прошли эти гастроли, рассказывает художественный руководитель Театра им. И. Франко Богдан Ступка:


- Фестиваль был посвящен 60-летию освобождения Беларуси от фашистских захватчиков. Открылась программа спектаклем "Баллада о любви" Быкова, поставленная Белорусским театром им. Янки Купалы. Гостями форума стали ведущие коллективы Литвы, Сербии, России. Украину представлял наш театр. На мой взгляд, мы показали одну из лучших своих работ прошлого сезона - спектакль "Царь Эдип" в постановке легендарного режиссера современности Роберта Стуруа. На мой взгляд, пьеса Софокла актуальна в любые времена. И дело даже не только в радикальной философской проблеме, которую она поднимает: вины и наказания или невиновности и несправедливости. Это разговор о власти. А власть - сильное оружие. Против кого оно может быть использовано?


Публика и критики нашу постановку приняли замечательно. После спектакля ко мне за кулисы приходили коллеги из других театров, приглашенные на фест, говорили, что потрясены увиденным. Слышать лестные отзывы от собратьев по актерской профессии - очень отрадно. На пресс-конференции представители СМИ задавали много вопросов: о нашем театре, труппе, репертуаре, как нам работалось вместе со Стуруа? Они дотошно выпытывали, как удалось привлечь знаменитого грузинского режиссера, у которого каждый день расписан, ведь Роберт Робертович - постановщик мирового масштаба. Каждую его постановку театроведы детально изучают, анализируют. Мне приятно, что объектом театральных исследований стал и наш спектакль.


Кстати, в Киеве не все приняли "Царя Эдипа" , а за рубежом он вызвал фурор. Когда из оргкомитета ко мне обратились с предложением приехать на фестиваль, я назвал несколько спектаклей, в том числе и "...Эдипа". И тут зависла пауза, а потом Валерий Раевский говорит, что к ним в Минск дошли слухи - это не самая лучшая постановка Стуруа. Я удивился, но заметил, что все таки лучше посмотреть самому, а не довольствоваться слухами... После спектакля Раевский пришел ко мне в гримерную с извинениями. По его словам, он был потрясен эстетикой постановки Р. Стуруа, актерским ансамблем, музыкой Гии Канчели. После спектакля зрители устроили 15-минутные овации. А когда я обратился к залу и сказал, что в конце ноября приглашаю всех на новую встречу (франковцы примут участие в Днях культуры Украины в Беларуси, мы покажем спектакли: "Тевье-Тевель" , "За двумя зайцами" , "Ревизор" и "Швейк"), то публика стала скандировать: "Украина, Украина"!


- Богдан Сильвестрович, ваши гастроли совпали с референдумом в Беларуси. Ваши впечатления?


- Мы были в гостях и в политические страсти не вмешивались. По данным, опубликованным в прессе, за курс Александра Лукашенко проголосовали более 70% белорусов. Факт остался фактом: оппозиция оказалась в меньшинстве. Есть такое мудрое выражение, что каждый народ имеет тех правителей, которых заслуживает... Например, когда мы шли смотреть спектакль "Френкен Юлия" Стриндберга Национального театра Белграда, рядом проходил митинг. Не так уж много собралось людей. Слава Богу, в тот раз стычек с милицией не было. Меня больше удивило другое. На фестиваль наши коллеги из Сербии приехали вообще без декораций, одолжив кое-какой реквизит у минчан. В постановке занята звезда белградских подмостков Ивана Жигон. Но я не могу сказать, что был потрясен увиденным. Чувствовалось, что актеры напряжены, что-то у них в тот вечер не заладилось. Возможно, это из-за чужой эстетики. Ведь спектакль - это не только актерская игра, но и декорации, костюмы, музыка. После спектакля члены оргкомитета фестиваля рассказывали, что у сербов было мало денег и поэтому они решили сэкономить на реквизите. По-моему, в чужих "одеждах" они так и не освоились. Мне кажется, коль вы представляете национальный театр, то нужно покрутиться, найти средства, представляя полноценный спектакль, или вообще не ехать. Ведь за рубежом каждый коллектив является посланцем страны, его работу пристально рассматривают и вы презентуете искусство государства, марку театра. Никогда нельзя опускать свою творческую планку.


В программе фестиваля были представлены: литовская версия "Ромео и Джульетты" (Театр Оскара Коршунова из Вильнюса), мюзикл "Иствикские ведьмы" Дж. Демпси (совместный проект России и Великобритании, режиссер Я. Юзифович). В нем играли актеры из "Ленкома" Дмитрий Певцов и Анна Большова, лидер группы "Несчастный случай" Алексей Кортнев, вахтанговка Нонна Гришкова и др. Как видите, фестиваль представил зрителям спектакли разных сценических школ и вызвал интерес зрителей.