Главная >> 5 >> 18 >> 11

"Золотые" танцы Мурашко

Культура


В конце марта произошло значительное событие в культурной жизни республики. Государственный ансамбль танца "Марий Эль на сцене ДК им. ХХХ-летия Победы показал новую программу "Танцы марийского края". Автор и постановщик - создатель школы марийского сценического танца, заслуженный деятель искусств РМЭ и России, лауреат государственных премий, профессор Московского государственного университета культуры и искусств Михаил Мурашко.


Неделя общения с Мастером после его двенадцатилетней разлуки с республикой изменила все. Можно сказать, что ансамбль родился заново. Зрители ликовали от восторга. Те же артисты, но какая неимоверная отдача, высокий профессионализм! .. Каждое движение одухотворено, наполнено мыслью.


После концерта мне удалось профессора "отбить" от поклонников, друзей, коллег.


- ... Михаил Петрович, что Вы сделали с артистами? И за какой срок можно так все "отшлифовать"? Я помню концерт ансамбля осенью - это две большие разницы, как говорят в Одессе.


- Вы, наверное, видели с другим репертуаром. Мы работали дней десять. Но кроме меня артисты и сами репетировали. Моя задача состояла в том, чтобы восстановить репертуар.


Думаю, люди соскучились по хорошим танцам, по творческому (сценическому) состоянию. Знаете, когда артисту есть что танцевать на сцене, когда он может себя выразить, у него возникает много чувств, эмоций, какая-то определенная гордость за свой народ.


- Вы ведь не все танцы восстанавливали? ..


- Что вы? ! Это те танцы, которые были уложены в последнюю мою программу, она так и называлась "Танцы марийского края". Хотелось показать марийские танцы различных этнических групп, районов.Скажем, луговые танцы: звениговские, волжские, торъяльске, моркинские. А кроме того - горные. Восточные, которых в программе очень много - башкирские, татарские, удмуртские, кировские... Когда простые зрители (в России или за рубежом - неважно) узнают, что всего на земном шаре проживает 700 тысяч марийцев, а этот народ имеет такое могучее хореографическое искусство, конечно, это интересно.


- Вы так много хороших слов сказали в адрес марийского народа. Скажите, у вас не осталось в душе какой-то обиды? Я слышала, что когда вы активно работали в республике, на вас жаловались.


- Всегда есть люди, которые найдут, за что упрекнуть и в чем упрекнуть.


- Вы им это простили?


- А я никогда не обижался на марийский народ. Он меня всегда любил. А ко всему остальному надо относиться философски.


- Сколько прошло лет, как вы покинули Йошкар-Олу?


- Идет тринадцатый год.


- Могло бы все сложится иначе, так уж обязательно было уезжать?


- Трудно сказать. Я не думаю, что нужно преувеличивать: уехал, потому что меня "заели". Я достаточно мужественный человек. Я же непросто работал, а работал очень серьезно. Изучил, сколько мог, историю, археологию, этнографию, музыку - абсолютно все, что можно было изучить. Поэтому когда недоброжелатели поднимали какие-то вопросы, как бы неподлинности марийского костюма, марийской трактовки музыки или танца - это все чушь.


С некоторых пор я утвердился в мнении, что именно зависть является самым плохим качеством человека.


- Вы сказали со сцены, что часто выезжаете со своим коллективом за границу. Что это за коллектив? Как сложилась ваша творческая судьба в Москве?


- За прошедшие 12 лет, связанные с Московским государственным университетом культуры и искусств, я успел побывать заведующим кафедрой, деканом факультета. Организовал заочное обучение (впервые в мире). Марийская группа училась у меня. Одновременно я создал коллектив Российского национального танца, который объездил всю Европу, стал лауреатом многих фольклорных фестивалей. Создал коллектив в Смоленске. Много езжу по России и за рубеж и на постановки, и в качестве преподавателя семинара, и в качестве председателя жюри.


Работы много. Дай Бог, чтобы было здоровье. Работаю над книгой по русскому танцу.


- Как поживает ваша семья? Чем занимаются супруга и дочь?


- Моя жена Наталья Николаевна очень много сделала как преподаватель, педагог. Работала в Йошкар-Оле в колледже культуры, в ансамбле, большую работу проводила по эстетике костюма, следила за имиджем нашего коллектива (прическа, поведение). То, чего сегодня меня совершенно не устраивает: различные прически, брюки не так натянуты, самой разной высоты сапоги и прочее. А сейчас она доцент нашего университета.


А дочь Валерия танцевала в "Марий Эл", закончила вуз, работала старшим преподавателем, потом ребенок появился, затем - другой. Сейчас она в декретном отпуске. Думаю, что с 1 сентября выйдет, приступит к работе.


- Семья педагогов...


- Да, но Валерия и хореограф хороший, танцы сочиняет.


- Как вы восприняли слова директора филармонии Александра Шишкарева: "Желаем каждый день видеть вас на этой сцене".


- А я вот его спрошу...


- Вы не боитесь, что, приехав в следующий раз в Йошкар-Олу, найдете ансамбль "потухшим".


- Он таким был, я расстроился. Государственный профессиональный ансамбль танца в Марий Эл - единственный в мире. Он не должен превращаться в любительский, фольклорный коллектив. Это очень важно. Создание хореографического произведения на основе марийского фольклора - вот главная задача. Если это понимают те, которые им руководят, хорошо. Если нет - ансамбль превращается в один из народных коллективов, которых много в республике.


А мы ведь здесь немало экспериментировали в разных жанрах. Ставили героическую поэму на музыку Анатолия Луппова "Сыны Акпарса", его же "Прерванный праздник". Шорыкъяльское представление - мини-балет. Это другой уровень музыки, хореографии. К сожалению, не все зафиксировано на видео. А некоторые вещи делались впервые в Советском Союзе.


Опускать профессиональную планку ансамбля Марий Эл ни в коем случае нельзя. За рубежом люди многих национальностей с восторгом принимают программу коллектива. Все понятно, ничего переводить не надо. Самые драгоценные слова для меня (один из критиков сказал): "Мурашко сумел показать марийский народ как очень красивый народ". Думаю, это главная задача любого художника.


- Спасибо, Михаил Петрович. Приезжайте в Йошкар-Олу почаще.