Главная >> 5 >> 18 >> 11

Оксана ВЫХРИСТЮК: "Я открывала новые миры в народной культуре"

Когда она поет, морозный зимний вечер становится теплее и уютнее. Ее глаза, добрые и немного грустные, кажется, тоже поют. То печальную песню о забайкальских казаках, то озорную - о золотоголовом голубе. Жизнь Оксаны Ильиничны Выхристюк, заслуженного работника культуры Российской Федерации, художественного руководителя фольклорного ансамбля "КрАсота", директора Русского дома народных традиций, тоже полна музыки и творчества. С самого детства.


- Действительно, меня окружала "музыкальная" атмосфера. Отец играл на пианино, бандуре, балалайке, пел русские и украинские народные песни. Родители часто устраивали праздники, на которые приглашали всех родственников. Гости пели, танцевали. Все это глубоко запало мне в душу. И, повзрослев, я твердо знала - пойду в музыкальную школу. После окончания школы поступила в музыкальное училище. А потом училась в Новосибирской консерватории. Посещала репетиции в оперном театре, ходила на спектакли, концерты. Это было глубокое погружение в музыку - в консерватории я получила очень много знаний.


- И где вы их применили?


- С детства я была лидером. Мне было пятнадцать лет, а я уже работала учителем. Еще в школе создала украинский хор. На мои репетиции приходили преподаватели. Случалось, я даже говорила: "Зоя Михайловна, я вас сейчас выведу из класса, вы разговариваете! " И после окончания консерватории я решила создать свой хор. Городской комитет комсомола направил меня в Новосибирский государственный университет, в Академгородок. Я ходила по общежитиям, объявляла о наборе в хор. Студенты прятались под кровати.Но я их оттуда доставала (смеется). Прослушивала всех желающих. Так образовался хор. В нем было около ста человек. Я старалась давать студентам настоящие музыкальные знания.


- Оксана Ильинична, когда и как вас заинтересовало народное творчество?


- При хоре я создала группу, исполняющую политические песни, основанные на обработке народных. С такими песнями мы выступали в Непале и Индии. Индия поразила меня своей глубочайшей народной культурой, трепетным отношением индийцев к религии, традициям. Когда мы вернулись, я поняла, что нужно менять репертуар нашей группы, состоявший из песен со жгуче эстрадными аккордами. Целый месяц мы не встречались с ребятами: я "перестраивалась". А как-то нашла пластинку - "Поют народные исполнители". Поставила. Запели бабушки. Я хорошо помню: "Под ивой, под орешиной сидит голубь с голубкою". Такие слова, такая мелодия! Они вдохновили меня. Группа хора, с которой я занималась, собралась снова. Мы выучили две народные песни. Когда спели их на одном из культурных мероприятий, зрители пришли в восторг. Наше выступление стало своеобразной революцией. Казалось, мы открывали новые миры в народной культуре. Так появился фольклорный ансамбль "КрАсота".


Мы стремились к более полному познанию традиций нашего народа. Побывали в забайкальской старообрядческой деревне Большой Куналей. Она славится своим хором, певцами, плясунами. Мы спели местным жителям свои песни. Что в зале началось! Нам кричали: "Пойте всю ночь! Мы вам пирогов напечем, только пойте! " После концерта люди подходили к нам и дарили янтарь, московские шали, кольца.Именно здесь я впервые почувствовала, что такое народ, увидела его доброту, искренность и радушие. А как пели старожилы деревни! Это сравнимо с Бахом и Генделем. Чудесное умение импровизировать! Кроме того, поняла, что народная культура - это и учитель. В ней заложены психология и педагогика. Поэтому я с легкостью создала детский фольклорный ансамбль при НГУ. Дети, с которыми я занималась, солировали на записи пластинки "Гори, гори ясно" в 1990 году.


- Как вы считаете, совместимы ли понятия "современность" и "фольклор"?


- Сейчас у нас идет удушение фольклора. Когда мы приезжаем в какое-нибудь село, от нас часто прячутся исполнители народных песен. "Почему"? - спрашиваем мы. "Смеяться будут". Вот к чему мы уже пришли. Будут смеяться над тем, что ты исполняешь старинные песни родного народа.


- И как итог: вы работаете с народным творчеством больше двадцати лет. Недавно в Новосибирске по вашей инициативе прошел аж ХХIмеждународный фольклорный фестиваль. В чем смысл вашей деятельности?


- Сохранение и популяризация фольклора. Только и всего. Но это очень большая и нелегкая работа. Я сама когда-то думала - его больше нет. Считала древней историей. А народное творчество живет. Мы ездим в деревни, где ходят в старинных костюмах, моют пол песком.


- У вас много единомышленников? Результаты вашей работы востребованы сегодня?


- Мы живем интересной жизнью. Побывали в Москве, ездили на гастроли в Швецию, Болгарию, участвовали в Балтийском фестивале в Польше. У нас очень много друзей в России. Например, когда мы приехали в село Зверобойка Новосибирской области, одна бабушка мне сказала:


"Миленькая моя! Я вот перед сном все говорила: приснись Оксане Ильиничне, что мы ждем ее, как родную дочку"! Думаю, в моей жизни это главное - любовь и теплые отношения с людьми. Осознание того, что наша работа кому-то нужна.