Главная >> 5 >> 16

Хранители веры

В Петербурге открылась первая в России выставка, посвященная старообрядчеству


В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ музее во вторник открылась первая в истории России выставка, посвященная старообрядчеству. Общины старообрядцев возникли после раскола Православной церкви в 1660 году и не одно столетие подвергались гонениям. Сейчас в нашей стране осталось не более пятисот тысяч староверов. Несмотря ни на что, они продолжают хранить свои традиции и обряды.


Чистота -это святое


Выставка "Хранители древнего благочестия" рассказывает о бытовой культуре старообрядцев, их реликвиях и обрядах. На ее открытии в Этнографическом музее можно было увидеть представителей старообрядческих общин Петербурга и Ленобласти - и пожилых, и совсем юных.


Все они были одеты в традиционные костюмы: вышитые рубахи, длинные сарафаны ярких цветов и платки, скрепленные булавкой под подбородком (старообрядческая традиция не признает узлов, символизирующих цепи). По этой же причине вместо узлов на молитвенных четках делались зарубки.


Но в одежде старообрядцы все же не смогли обойтись без поясов. На выставке представлены некоторые из них, с вышитыми молитвами и надписями вроде: "Сей пояс носить, не терять, в печали не унывать, при напасти не ослабевать, при радости Бога не забывать". В музее можно увидеть резные и медные кресты, книги и другие предметы культа, а также орудия охоты -лук со стрелами, дубинку и кремневое ружье.


Узнать, чем жизнь сторонников древлеправославия отличается от нашей, на выставке можно было из первых уст. "У каждого в доме была своя ложка, своя тарелка, - вспоминает представительница старшего поколения старообрядцев. - Мама всегда носила их с собой, если шла в гости. Старообрядец никогда не ел из чужой посуды".


Чистота - как духовная, так и физическая - для членов общины была важнейшей частью веры. Возможно, поэтому они выживали во времена различных эпидемий. Ни одна трапеза в доме старообрядцев не начиналась без молитвы. Греховным у старообрядцев считался и такой привычный для нас предмет, как зеркало. Чтобы лишний раз не видеть своего отражения, зеркало старались вешать подальше от глаз либо занавешивали тканью. К священным книгам относились с особым трепетом. Их запрещалось класть на стул или колени.


С репутацией изгоев


Церковная реформа, разделившая православную Русь на два лагеря, была проведена в XVII веке патриархом Никоном. Ориентируясь на греческую церковь, он внес изменения в установившиеся за несколько веков обряды и традиции. До реформы православные на Руси осеняли себя двоеперстным знамением: три сложенных пальца - мизинец, безымянный и большой - символизировали Святую троицу, а указательный и средний, которыми люди крестились обозначали божественную и человеческую природу Христа. После никоновской реформы верующие были обязаны креститься тремя пальцами. Многие истинно верующие люди посчитали, что троеперстие не отражает двойственную сущность Сына Божьего, и отказались принять реформу. Нововведения также коснулись правил произношения слов во время богослужений и ряда других обрядов. Такие, казалось бы, несущественные разногласия между сторонниками реформ и их противниками привели к расколу в обществе. Те, кто не пожелал отказаться от правил, усвоенных с детства, обрекли себя на страдания и заслужили репутацию изгоев и преступников. С подачи церкви и государства раскольников сжигали заживо, били кнутом, в лучшем случае - ссылали в отдаленные монастыри. Лишь в 1905 году согласно царскому указу старообрядцы были признаны полноценными членами общества. Им разрешили занимать государственные должности, создавать свои приходы и собираться в молитвенных домах.


Но и внутри старообрядчества изначально существовал раскол. Отношение к священникам у разных групп старообрядцев не было одинаковым, и это привело к появлению "поповцев" и "беспоповцев". Первые были готовы признать тех представителей духовенства, которые все же отвергли нововведения Никона. "Беспоповцы" вообще не желали иметь дело со священниками - "пособниками антихриста" - и никогда не принимали их в свои ряды.


"Освящать рестораны это святотатство"


Большинство старообрядцев живет в Коми, Карелии, Нижегородской области, Бурятии и даже Прибалтике. "Постоянные гонения превратили старообрядцев в очень мобильных людей, - говорит отец Владимир Шамарин, духовный наставник российского Совета древлеправославной Поморской церкви. - Как только у общины возникают проблемы в какой-то местности, она мгновенно перемещается в другой конец страны". По словам отца Владимира, сейчас старообрядцы не подвергаются гонениям, однако большинство понимает, что в стране установилось господство одной церкви - Православной. Отличия старообрядческой веры от официальной довольно существенные. "Мы не приемлем лукавства церковной жизни, - говорит Владимир Шамарин. - Болезнь или преклонный возраст, по нашему мнению, не могут оправдать человека, не соблюдающего пост. Русская православная церковь благословляет немощных на отказ от поста, а старообрядцы никогда этого не делают". Не устраивает сторонников древлеправославия и ориентация Русской церкви на западный мир. "Мы против того, чтобы церковные праздники в России отмечались по новому, "европейскому" стилю", - подчеркнул отец Владимир. Старообрядцы особенно критикуют служителей Православной церкви за освящение дорогих автомобилей и прочих предметов роскоши. "В самом деле, не освящал же крестьянин свою телегу, - возмущается наставник староверов. - Мы освящаем только жилище, а не рестораны и олимпиады".


К старообрядцам можно относиться по-разному, но нельзя не уважать людей, совершивших духовный подвиг и отстоявших свою веру вопреки всему. Главный урок, который следует извлечь из истории старообрядчества, - вера не должна насаждаться огнем и мечом. Каждый из нас имеет право выбрать, как служить Богу.