Главная >> 5 >> 16

И трепет авторской руки

Ощущение образа приходит к Елене Щетинкиной всегда внезапно. И она старается зарисовать его. Но возвращается к эскизу через много лет, сохранив пережитые эмоции.


Об искренности


Корреспондент "Синегорья" долго ходила по выставочному залу в ожидании художницы. Около некоторых работ задерживалась, делая пометки в блокноте. Что бы это значило: змеи, высоко "парящие" над крошечной горсткой людей, распростертых на земле?


- Я не люблю людей, которые сбиваются в кучки, говорят о тонких мирах и видят световой столб на сакральных местах. Маги, ясновидящие, экстрасенсы пытались медитировать и на моих полотнах, - заговорила незаметно подошедшая Елена Щетинкина. - Слушаю их забавные рассуждения, но воспринимаю как художник, - отстраненно...


Боевая раскраска


На открытие своей выставки "Солнцестояние" Елена пришла, как папуас выходит на боевую тропу. На правой стороне своего лица она изобразила птицу, на левой - змею, на губах нарисовала цветок. Вот так во взаимодействии земной и небесной стихии, используя языческий прием защиты - маску, она и предстала перед поклонниками.


- Выставка раскрывает нутро художника, - объяснила Лена. - И совсем необязательно показывать посетителям свое физическое лицо, я попыталась убрать его.


Это далеко не первый случай, когда Елена пыталась скрыть лицо за паутиной символов. В Пушкиниану, например, она изобразила на лице два профиля: Пушкина и дамы, которые кончиками губ держали ее губы. Черная хламида дополняла образ "картины в багете". Шок и восторг - вот два чувства, с которыми боролись увидевшие ее.


Об эксцентричности Елены я уже была наслышана.Естественно, ожидала увидеть яркую особу в немыслимой одежде и настраивалась преодолеть бурю и натиск в общении. Но одежда оказалась универсальной - брюки и свитерок, а мой вопрос об эксцентричности лишь смутил художницу.


- Я очень застенчива по природе, - заметила она. - И всю жизнь борюсь с собой. Спасают работа и характер: уж если что решила - иду до конца. На выставке и вырастают крылья. На ней я обнажена, и сущность моя раскрыта. И нет никаких барьеров в общении.


Преодоление


Трудно, наверное, было с таким характером пробиваться таланту.


- Не то слово, меня и теперь не все понимают, - рассмеялась художница. - До сих пор пытаются зажать в какие-то рамки. На заводе в Южноуральске (Елена Щетинкина работала главным художником. - Прим. авт.), когда наряду с образцами предприятия я выставляла авторские работы, натыкалась на глухую стену. Не хаяли, но и не хвалили. Просто молчали. А когда я пыталась доказать, что не живопись - королева всех искусств, а все виды искусства важны, меня не понимали. И даже пытались не аттестовать.


Но и тогда выпускница Казанского художественного училища и Ленинградской академии художеств знала, что пойдет своим путем в искусстве, ориентируясь на внутреннее ощущение красоты. В противостоянии ловила слово, брошенное ненароком. Это и были подпитка, толчок, поддержка. Через десять лет работы на заводе Лена не выдержала - уехала в Челябинск. Сразу же пришла в Союз художников, а здесь... ее опять попытались загнать в определенные рамки. Так и говорили: "Ты определись, кто ты: керамист, художник или график". Несмотря на выставки на Кузнецком Мосту, в Южноуральске, Челябинске, многогранный талант Щетинкиной не признавали. Видели только одну сторону медали, ту, что украшала позолота - фарфор. Ту, что приходила как сверхзнак, неожиданно, не во сне, а наяву. И Елена старалась запечатлеть этот цветной образ. К некоторым эскизам художник возвращалась через несколько лет, сохранив пережитые эмоции во времени.


Талант и любовь


- Не знаю почему, но ко мне прибиваются две категории мужчин: шизофреники и альфонсы, - смеется Елена. - Наверное, думают, что жизнь вокруг меня прекрасна и удивительна. Сплошной праздник: таланты и поклонники, интересные люди и разговоры. А окунется в прозу и начинает предъявлять претензии: ностальгия по борщу просыпается да по чистым занавескам. Мужчины ведь любят, чтобы с ними носились. Второй муж так и сказал мне через десять лет: "Я устал жить в твоей тени!" И ушел.


Жить с Еленой непросто. Иллюзии поклонников разбиваются о творчество, потому что когда есть идея, она не замечает окружающих - растворяется в ней. И тогда уже все равно, как она выглядит и... кто рядом с ней. Елена считает, что Бог дал ей всего один талант - творить.


- Так не бывает в природе, - уверена художница, - чтобы человеку было все дано. Любовь - это такое же редкое чувство, как и талант. Кому-то везет в любви, а мне... Я не гневлю Бога, во мне уже есть дар одержимости. Я ведь счастлива только в состоянии аффекта, экстаза.


Творческие эмоции (не амбиции!) для нее выше земных устремлений, выше отношений мужчина-женщина. Наверное, поэтому после той потери, когда какой-то мужчина только пытается приблизиться к ней, она говорит: "Ничего не надо... ты иди рядом, если сможешь..."


Философия и вера


Позади десять персональных выставок на Урале, в Москве, Ленинграде. Лена по-прежнему осознанно бросается из крайности в крайность. Последняя выставка "Солнцестояние" с налетом язычества не что иное, как следы христианской культуры в образе мыслей. Идет перекличка идей, проникновение. Возьми кабинетную фарфоровую скульптуру "Ангел-хранитель". За плечами человека с одной стороны черт, а с другой - ангел. Чем не поле битвы между светом и тьмой, добром и злом?


- Я многого не понимала, - говорила Лена. - Почему, например, Бог говорит апостолу: "Брось все! Иди за мной!" А если человек - творец, тогда как? И только прочитав Евангелие и "Философию творчества" Николая Бердяева, я поняла, что Человек и Бог - сотворцы. Потом был Аркаим, куда ехала на три дня, а застряла на две недели. После этой поездки я вышла на цикл работ "От горшка".


По сути, она пропела оду горшку. Картины на черной бумаге цветным карандашом поражают глубиной и отсутствием лишних деталей. Лаконичное название типа "Единение" (это о двух кринках с наброшенной на них тряпкой), я заметила, как бы дополняло мои мысли по поводу увиденного. То же самое "Толпа" (со сбившимися в кучу горшками) или "Нить жизни", которая проходит через все горшки.


Интересно, что до этих полотен были просто черепки, к которым художник пришла из нематериального мира. Пришла к философии мысли, опустившись до горшка. Что было до него? Из чего пили люди до появления гончарного круга? Из пригоршни! Так родилась "Дочашка". На выставке она в керамике и фарфоре. Открытие, что все пошло от горшка, не первая попытка проникновения мастера в глубь веков. Это и прошлый этап с графическим циклом "Козломания", и тот, над которым она сейчас трудится - ваяет "Китай" в своем любимом и принесшем ей славу материале - фарфоре.