Главная >> 5 >> 16

ОТ ЦЕРКВИ В ШТАЙНДАММЕ К ХРАМУ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

В этом году исполнилось 20 лет с того дня как в Калининграде была зарегистрирована первая община православных христиан. Начался официальный отсчет пребывания в самой западной области России Русской Православной Церкви Московского Патриархата.


Но это вовсе не значит, что православных людей в этих краях раньше не было вовсе. Данный очерк - попытка экскурса в историю возникновения, развития и укоренения православной веры на калининградской земле.


СУВОРОВСКИЙ ИКОНОСТАС


Как известно, в 1756-1763 годах восточная часть Прусского королевства в результате поражения в Семилетней войне с Российской империей отошла победителю в качестве территориального трофея.


Таким образом, в Кенигсберге, где к тому моменту уже почти два с половиной столетия господствовала протестантская религия, появилось много русских людей. А православных церквей в столице Восточной Пруссии не было вообще.


Выход в первое время нашли в использовании походных церквей. Первые службы проводились на территории Королевского замка.


В начале 1759 года тогдашний генерал-губернатор Восточной Пруссии Корф обратился к императрице Елизавете I с просьбой "отправить в Кенигсберг, Пиллау и Мемель по одной церкви с надлежащей церковной утварью". В апреле того же года российскому Синоду было дано высочайшее указание "подготовить удобные дома или тамошние публичные кирхи". 20 июля 1760 года архимандрит Ефрем прибывает в Кенигсберг. Корф предложил на выбор шесть помещений для устройства православной церкви, в том числе Московский зал в замке, располагавшийся над лютеранской церковью, "Королевский дом" на Кенигштрассе (ныне ул. Фрунзе) и другие.


Выбор священнослужителей пал на самую старую кенигсбергскую церковь, известную с 1256 года - совместную лютеранско-католическую кирху св. Николая в Штайндамме. Она не сохранилась, была до основания разрушена во время одного из налетов английской авиации в 1944 году. Располагалась в сквере неподалеку от гостиницы Калининград на современном Ленинском проспекте.


4 сентября 1760 года в торжественной обстановке при большом стечении горожан состоялось освящение церкви (по некоторым сведениям на нем присутствовал Иммануил Кант, тогда 36-летний доцент университета, располагавшегося, кстати, в 50 шагах от места события).


После освящения церкви последовала Божественная литургия. По свидетельству очевидцев, "... весьма изрядная проповедь, ... во все то время, которое продолжалось с десяти часов пополуночи и до первого часу пополудни, народ все оное смотрел с крайним удивлением, великолепие в церковных украшениях и сооружениях с церковными песнями наипаче их удивляло" (РГАДА, фонд 25, "Кенигсбергская канцелярия").


В январе 1761 года в должность генерал-губернатора вступил Василий Иванович Суворов, отец будущего великого полководца Александра Суворова. Его губернаторство длилось ровно год. Он подарил церкви иконостас, специально по его заказу изготовленный в России. Сейчас он вернулся на историческое место - выставлен в зале приемов епархиального управления. Его история тоже очень интересна - в 1945 году он был вывезен в Германию, а несколько лет назад выкуплен "Фондом Андрея Первозванного".


СТАРОВЕРЫ


В 1762 году на российском престоле воцарился Петр III, явный сторонник прусского короля Фридриха Великого. Семилетняя война закончилась и вскоре русские войска были выведены из Пруссии. Церковь в Штайндамме была возвращена прежним владельцам.


Но история православия в Восточной Пруссии на этом не закончилась. Сюда вскоре стали приезжать старообрядцы, спасаясь от преследовании, которым они подвергались в Российской империи, особенно при императрице Екатерине II, отнявшей трон и корону у своего мужа.


Купцы-старообрядцы бывали в Кенигсберге и прежде, но массовый приток верующих, приверженцев этой ветви православия, на восточно-прусские земли начался в конце XVIII - начале XIX века. В самом Кенигсберге им обосноваться не удалось. Они расселялись в сельской местности, жили сплоченными общинами, доходившими до 100 и более человек, занимались в основном сельским хозяйством.


АТЕИСТИЧЕСКОЕ БЕЗВРЕМЕНЬЕ


В 1945-46 годах после прихода в Восточную Пруссию Красной Армии и с превращением ее северной части в Кенигсбергскую, а затем Калининградскую область СССР, сюда стали приезжать переселенцы в основном из центральных областей тогдашнего Советского Союза, где было очень сильно влияние традиционной православной веры, несмотря на жестокие гонения в 20-30-х годах прошлого столетия.


Уже с 1947 года постоянно следовали обращения к местным властям с просьбой о регистрации православных приходов. Создавались инициативные группы, направлялись письма к Святейшему Патриарху (тогда Алексию I) и руководителям страны. Но власти упорно не хотели регистрировать православный приход. Главной причиной такой "упертости", видимо, было то, что область ввиду сложившихся причин была на 100 процентов атеистической, что являлось предметом особой гордости партийных руководителей и с удовольствием отражалось ими в различных статистических отчетах. Хотя, например, молельный дом баптистов был зарегистрирован еще в 1956 году, что лишний раз подчеркивало антиправославную направленность политики тогдашней власти.


В то время в Калининграде и области родился ранее нигде в России не отмечавшийся феномен - посещение кладбищ в день Святой Пасхи. Люди, таким образом, хоть как-то стремились легализовать свою веру. Крестились почти все поголовно, но делали это в российских областях. Самые решительные ездили отмечать церковные праздники в соседнюю Литовскую ССР - в Кибартай, Клайпеду, где были действующие православные церкви.


Попадающие в наш край священники полулегально пытались организовать общины без регистрации. Совершались даже таинства венчания - при наглухо закрытых дверях, на частных квартирах. Так как делать это в открытую было сопряжено с риском попасть в черные списки неблагонадежных.


СВЕЖИЙ ВЕТЕР


В 1985 году Политбюро ЦК КПСС был объявлен курс на "перестройку", стало немного свободнее дышать и православным в Калининградской области.


Очередное обращение с просьбой зарегистрировать общину было удовлетворено. Очень посодействовал этому уполномоченный совета по делам религий Калининградского облисполкома Юрий Махобайский.


Историческое событие свершилось 4 июля 1985 года - община (или приход) была зарегистрирована. В Русской Православной Церкви существует четкое иерархическое подчинение - возникший приход должен подчиняться определенной епархии. Тогдашний управделами Патриархии, нынешний Патриарх Алексий II дальновидно рассудил, что поскольку наша область это часть России, то и приход не должен относиться к Прибалтике. Первоначально обратились в Ленинград (Санкт-Петербург), потом в Псков, но по различным причинам что-то не сложилось. Так Калининград структурно присоединился к Смоленской епархии, возглавлял которую энергичный архиепископ Кирилл.


12 сентября 1985 года в обыкновенном здании на ул. Третьяковской, дом 3 владыкой Кириллом было проведено первое в истории области архиерейское богослужение. Почему в столь необычных условиях? Дело в том, что, хотя приход и был создан, выделять православным помещение никто из власть предержащих не спешил. Одна из прихожанок, бабушка Анна, предоставила для собрания верующих свой дом, здесь и проходили первоначально службы, которые проводил выпускник семинарии Троице-Сергиевой Лавры Анатолий Колосов, уроженец Калининграда.


В ЛИТВУ ЗА ДОСКАМИ


Какое-то время спустя верующим была передана Юдиттен-кирха на окраине города в Октябрьском районе. Вернее, то, что от нее осталось. Поначалу у многих энтузиастов после одного взгляда на эти развалины только руки опускались. В таком плачевном состоянии было здание, где ныне находится главная церковь Свято-Никольского женского монастыря, самый первый православный храм на послевоенной новой российской территории - Калининградской области.


К тому же власти не очень-то поощряли строительство - все возможности для приобретения стройматериалов в области были перекрыты, приходилось все покупать в соседней Литве -кирпич, доски, цемент и т.п. Как бы то ни было церковь начали строить, что называется, всем миром. Не хватало денег - первые прихожанки-бабушки снимали со сберкнижек накопленные за много лет "гробовые" деньги. С одной лишь просьбой: если не сможете вернуть долг, то, когда придет срок, похороните за счет прихода.


19 декабря 1986 года на день Николы зимнего владыка Кирилл освятил храм при большом стечении людей, приехавших на праздник со всех концов области.


В последующие два-три года в ведение епархии передаются помещения бывших кирх, в советское время использовавшихся как склады, спортзалы, магазины. Регистрируются приходы в Черняховске, Советске, Краснознаменске.


Большой толчок "православному ренессансу" в Янтарном крае, как и по всей России, дал 1988 год, в котором отмечалось 1000-летие введения христианства на Руси. Один Никольский храм уже не мог вместить всех желающих прийти на службу не только в праздники, но и в будни, поэтому в 1989 году открывается Крестовоздвиженский собор на "Острове", через год - церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московском районе. В 1991 году здание Понарт-кирхи, в котором до этого был школьный спортзал, передается православному приходу церкви Рождества Богородицы и освящается 21 сентября 1992 года. Этот храм сразу становится как бы штабом по проведению в жизнь казавшейся в те времена почти безумной идеи - строительства большого собора в центре города. Уже в 1993 году митрополитом Кириллом принимается решение начать конкретные работы по осуществлению этого проекта. Особенно деятельное участие в этом принимал игумен Меркурий, ныне епископ Зарайский Русской Православной Церкви в США.


Параллельно велось создание приходов и обустройство православных храмов (в основном в бывших лютеранских кирхах) во всех районах города и области. В Калининграде появляются церкви Архангела Гавриила на кладбище, Герасима Болдинского на ул. Колхозной. При Никольском храме организуется подворье в пос. Изобильном.


(Продолжение следует)