Главная >> 5 >> 16

Храм под небесным крестом

Если не построите мне такой же в Красноярске, перенесу свою столицу в Лесосибирск! - пригрозил владыка Антоний, освящая новый Крестовоздвиженский собор.


А начинался Лесосибирский приход в свинарнике. Больше двадцати лет назад верующие горожане сплотились вокруг молодых супругов Юревич. Люди собирались для общей молитвы в стайке, где раньше держали свиней. Только несколько лет спустя, после рукоположения, община приобрела своего батюшку - отца Андрея Юревича...


Чудо


Крестовоздвиженский храм, окруженный кедровой рощей, высится на насыпном холме и виден издалека. Золотые купола горят на солнце так, что слепит глаза.


Первоначально для церкви выбрали другое место, но однажды случилось чудо, указавшее, где надлежит стоять храму.


- Во время праздника Святой Троицы батюшка служил в кедровой роще молебен. Был очень сильный ветер - такой, что мужчины с трудом удерживали хоругви. Небо было затянуто серыми тучами. Вдруг все увидели, что прямо над нами, в небе стоит светлый крест. Как будто кто его написал, - рассказала матушка Ольга.


Среди молящихся был фотограф. Отец Андрей стал просить его запечатлеть этот чудесный знак. Тот долго отказывался, ссылаясь на технические сложности. "Ничего не выйдет. Без специальных фильтров небо будет белым - креста не увидишь", - убеждал фотограф. Но батюшка был неуклонен: "Ты сними, а что получится - не твоя забота".


Сейчас эта фотография хранится в музейной комнате церкви. Берегут ее как зеницу ока, и даже ради публикации никому не дают.


Вскоре после чудесного явления главный попечитель строительства, на деньги которого возводился храм, предложил поставить собор на том самом месте, где в небе появился крест.


Стройка


Семь лет длилось строительство. Ачинский кирпичный завод работал на лесосибирский спецзаказ: три миллиона штук художественного кирпича 130-ти видов. В это время страну сотрясали реформы. Рассказывают, когда дело было сделано, директор комбината-спонсора сказал: "Этот храм меня спас. Если бы его не строил, я бы разорился".


Протоиерей Андрей Юревич и матушка Ольга, получившие архитектурное образование, принимали в разработке проекта самое живое участие. Храм должен быть таким, как строили на Руси в XIV-XVI веках, - решили супруги Юревич. Перед архитектором Александром Банниковым поставили задачу: должны быть соблюдены древнерусские каноны зодчества.


Собор словно рвется в небо своими тринадцатью куполами. Высота самого главного - 67 метров. В Крестовоздвиженском - потрясающая акустика. Как говорит руководитель хора Юля Юревич - даже если нечаянно сфальшивишь, храм словно выправляет звук. Хор здесь располагается выше молитвенного зала, и от этого кажется, что пение раздается с небес. Аж мурашки по коже!


Дети


Ни в одной церкви я не видела столько детей. У самого отца Андрея - шесть дочерей и сын.


Каков поп, таков и приход, - шутит матушка Ольга. - У нас он молодой и многодетный.


Остальные батюшки следуют примеру отца Андрея. Не отстают и прихожане.


Во время службы по молитвенному залу бродит рыжее чудо, от роду не больше двух лет, что-то лепечет, едва удерживаясь на непослушных ножках.


Наверное, это единственная церковь, в которой есть детская комната с игрушками и горшками. Пока родители молятся, их чада занимаются своими детскими делами. На маленьких прихожан здесь никто не шикает и не просит вести себя потише. На руках у попадьи - пятимесячная кроха. Внучка Сашенька удивленно таращит черные глазенки и с воодушевлением сосет кулачок. С гордостью попадья показывает нам крестильню. Обряд крещения происходит в просторной светлой зале. Для взрослых выстроен небольшой бассейн, для малышей - прекрасная позолоченная купель. Но вся красота и благоустроенность лесосибирской церкви была бы пустой и никчемной, если бы не выполняла главного дела: собор - это собрание.


Отец Андрей


То и дело приходилось слышать от горожан: "У нас батюшка строгий!", "Такого батюшки, как у нас, нигде нет!", "А мне батюшка сказал...".


- Эту рощу кедровую отец Андрей спас. Раньше в ней попойки устраивали, грязь была, так он сам тут безобразников гонял.


- Наш батюшка добился, чтобы открыли православную гимназию. У нас самая лучшая в районе библиотека. Он сам следит за тем, чтобы мы могли купить полезные и дорогие книги. Некоторые из них выписываем прямо из Москвы.


И правда, - на библиотечной полке стоит роскошное, тисненное золотом издание словаря Брокгауза и Эфрона, которым и в Красноярске не каждая школа может похвастаться!


Лесосибирская община зародилась вокруг семьи настоятеля. Сейчас в небольшом городке служит четыре батюшки. Вокруг храма сосредоточена вся местная духовная жизнь. По праздникам здесь причащается пятьсот человек!


- У нас есть прихожане - это те, кто бывает на службах хотя бы раз в неделю. Но есть и много "захожан". Тех, кто только ищет дорогу к Богу.


- На вечерней службе в день моего приезда было многолюдно и многодетно. Про себя могу сказать: с первой минуты присутствия в церкви меня не покидало чувство радости и праздника. Много-много света, пространства и чистоты!


Икона


На белой оштукатуренной стене темнеет икона Владимирской Божьей Матери. Это местная реликвия. Про нее рассказывают удивительную историю.


Однажды отец Андрей обратился к настоятелю енисейской Успенской церкви Геннадию Фасту за помощью. У молодого лесосибирского храма не; было икон. Тогдашний Енисейский Благочинный поделился из своих запасников. Была среди икон и эта. Она представляла собой ужасное зрелище: почерневшая доска с вспучившейся буграми масляной краской. Никто наверняка не мог сказать, чей лик на ней запечатлен. О реставрации нельзя было и думать - краска сошла бы на нет. Но икону все же поместили в храме. Через год на ней проявился лик Богородицы с младенцем Христом! Удивительно, ведь икону даже не пытались восстанавливать. Съежившаяся краска так и осталась на месте, но сквозь нее из глубины проступает святой лик.