Главная >> 5 >> 16

РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПУТИ И ПЕРЕПУТЬЯ

На днях в Администрации Президента состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте. Темой дискуссии стали перспективы взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений в укреплении веротерпимости и общественного согласия. В том числе обсуждался и вопрос религиозного образования в России. Об этом и шла беседа нашего корреспондента с иеромонахом Петром (Еремеевым), проректором Московской духовной академии, ответственным секретарем Учебного комитета РПЦ, которую мы публикуем сегодня.


Отец Петр, складывается впечатление, что этот вопрос в последнее время стал одним из ключевых в церковно-государственном диалоге.


- Было бы странно, если при обсуждении перспектив взаимодействия государственной власти и религиозных объединений в укреплении веротерпимости и общественного согласия вопрос религиозного образования был бы проигнорирован. Это же очевидно, что именно религиозная безграмотность является причиной возникновения различных экстремистских религиозных течений и толков. Отчасти именно поэтому вопрос развития религиозного образования для Церкви последние десятилетия был и остается одним из приоритетных. Достаточно посмотреть тексты публичных выступлений Святейшего Патриарха Алексия II, чтобы в этом убедиться.


Кстати возможности преподавания знаний о религии не ограничиваются рамками религиозного образования. Сегодня разработаны и применяются светские образовательные программы и стандарты всех уровней. Это Основы православной культуры и История религий для средней школы, а также Теология и Религиоведение для вузов. Особо следует отметить, что главной движущей силой в продвижении указанных учебных курсов в российскую школу являются не религиозные институты, а сами российские граждане. Именно это имел в виду в своем выступлении на упомянутом Совете митрополит Калужский и Боровский Климент, когда говорил о том, что "дать школьные знания о религии, которых придерживается семья школьника, - прямая обязанность государства".


- Уже несколько лет в органах государственной власти дискутируется вопрос аккредитации высших духовных учебных заведений? Насколько нам известно, позиции религиозных объединений и Министерства образования и науки по этому вопросу расходятся. По крайней мере, православным духовным академиям и семинариям в аккредитации было отказано. Не могли бы Вы в общих чертах посвятить наших читателей в суть данной проблемы?


- На сегодняшний день в нашем государстве существует только одна правовая форма признания государством за тем или иным учебным заведением права выдавать дипломы государственного образца - аккредитация. Только аккредитованные вузы являются полноценными участниками высшего образования в России, со всеми вытекающими отсюда правами и возможностями. И будучи лишены права на аккредитацию, духовные учебные заведения Русской Православной Церкви, по сути, оказываются за границами российского образовательного пространства. Кстати, в ходе заседания Совета этот вопрос также был поднят, и заместитель Министра образования и науки А.Г. Свинаренко подтвердил, что Министерство не видит возможным давать аккредитацию церковным вузам.


Дело в том, что, согласно Закону о свободе совести и религиозных организациях, духовные учебные заведения Русской Православной Церкви регистрируются в Министерстве юстиции РФ как религиозные организации. Например, Московская духовная академия зарегистрирована как "православная религиозная организация - учреждение высшего, среднего и послевузовского профессионального религиозного образования".


Именно этот статус, по мнению ряда чиновников Министерства образования и науки, препятствует получению духовными учебными заведениями государственной аккредитации, поскольку это противоречит принципу отделения религиозных объединений от государства. Такое толкование закона, на мой взгляд, является ничем иным, как отголоском советской эпохи, когда Церковь, будучи отделена от государства, безоговорочно изгонялась из всех сфер жизни общества, в том числе и образовательной. Между тем, вы не найдете ни одной буквы в российских законах, которая препятствовала бы государственной аккредитации духовных учебных заведений.


Мы специально привлекали специалистов для проработки этого вопроса. Общее мнение: в российском законодательстве нет оснований для лишения духовных учебных заведений права государственной аккредитации. Данное мнение высказали ведущие специалисты юридической кафедры РАГС при Президенте РФ, оно же выражено в заключении Министерства юстиции. Но, несмотря на все доводы юристов, Министерство образования и науки продолжает дискриминационную политику по отношению к духовным учебным заведениям Русской Церкви и вузам других религиозных объединений России.


- Логика чиновников Министерства понятна. Российская Федерация - светское государство, соответственно, и образование в нашем государстве светское, а семинария готовит священников...


- Вспоминается разговор ректора нашей Академии архиепископа Верейского Евгения с одним из чиновников - оппонентом по вопросу аккредитации. Собеседник владыки заявил, что семинария готовит попов, а Церковь добивается, чтобы им выдавали государственные дипломы... На это владыка Евгений заметил, что по этой логике и МГУ готовит священников, поскольку около ста священнослужителей Москвы окончили или учились в Московском университете.


Священником человека делает не диплом семинарии, а рукоположение в священный сан. Епископ рукополагает во священники достойного христианина, и задача духовной семинарии - во время обучения подготовить и воспитать такого человека. Речь не идет о государственной аттестации моральных качеств и уровня подготовки священнослужителя, государственную аккредитацию семинария должна проходить по гуманитарному образовательному блоку.


Духовная семинария - это негосударственный вуз, в котором обучаются граждане России, имеющие религиозную свободу и конституционное право на образование. И если такое учебное заведение соответствует государственным нормам и стандартам о высшем образовании, государство не вправе отказывать ему в признании, лишая его выпускников диплома о высшем образовании и соответствующих прав и социальных гарантий. По большому счету, это не просто расхождение в толковании законов, это откровенное попрание прав верующих.


- Насколько злободневна для Церкви эта проблема? Служение православного духовенства проходит преимущественно в церковной ограде. Так ли уж необходимы выпускникам семинарий и академий дипломы государственного образца?


- Нерешенность этого вопроса уже сегодня создает проблемы нашим выпускникам и вызывает серьезные опасения в отношении будущего богословской науки.


Сегодня студенты и преподаватели духовных учебных заведений, если у них нет светского высшего образования, - люди, имеющие только среднее школьное образование. По этой причине выпускники духовных академий и семинарий, регентских и иконописных школ не могут продолжить свое образование в российских и зарубежных аспирантурах и докторантурах, поскольку формально не имеют высшего образования. По той же причине они не могут трудоустроиться как преподаватели в средние и высшие учебные заведения, или как сотрудники в научные центры или какие-то иные учреждения.


Вы правы, большинство наших выпускников становятся священниками и совершают служение преимущественно в церковной среде. Но разве у них есть возможность трудится где-то еще по специальности? Не стоит забывать, что выпускники семинарий и академий все-таки являются специалистами-богословами, в светской терминологии - теологами. Священник, получивший образование в семинарии, вполне может преподавать в любом учебном заведении Основы православной культуры, Историю религий, Историю России и.д. То же касается и выпускников Регентских школ, которые вместе с хоровой деятельностью в храме могли бы преподавать музыку детям в школе. Давайте спросим у директора провинциальной сельской школы, где полно вакансий, нужен ли ему знающий и достойный учитель?..


Теперь представьте ситуацию, когда по той или иной причине, например, по болезни, выпускник семинарии не сможет стать священником. Веру он не потеряет и Церковь его не оставит, но вправе ли государство лишать такого человека возможности активного и полноправного участия в жизни общества?


А в какую нелепую ситуацию попадают выпускники наших Иконописных учебных заведений! Ребята проучились пять лет, получили знания и навыки иконописания и реставрации, пишут прекрасные иконы. Приходят они в храм - памятник архитектуры, у них спрашивают документы, а документов с гербовой печатью нет. Приходится, как говорится, искать "крышу" и "кормить дядю". Благо, сейчас по всей России идет храмостроительство и проблем с трудоустройством в самой Церкви у наших иконописцев нет. Это тоже отдельная тема для разговора, ведь каждый новый храм - это расширение культурного пространства, новый штрих на культурной карте страны. И снова выходит: "мы сами по себе, вы сами по себе".


Обобщая, можно сказать, что, отказывая духовным учебным заведениям в аккредитации, Министерство образования лишает Церковь возможности в полной мере использовать свой интеллектуальный ресурс в формировании российского гражданского общества. А это и выработка ценностных ориентиров, укрепление социальной сплоченности и общественного согласия, формирование патриотизма и национального самосознания граждан, противостояние экстремизму и религиозной вражде.Становится очевидно, что проблема аккредитации касается не только Церкви.


- Вы выражаете Ваше личное мнение? Существует ли официальная позиция Церкви по вопросу аккредитации духовных учебных заведений?


- Впервые вопрос о государственном признании духовных семинарий и академий был поднят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1994 году, когда обсуждались задачи реформы духовного образования, но определений по этому вопросу не последовало. Поскольку тогда вопрос получения государственной аккредитации был поднят впервые, то никто не предполагал, какие усилия потребуются для проработки этого вопроса.


Тем не менее, работа продолжалась, и в марте 2002 года, выступая на Совещании ректоров духовных учебных заведений, Святейший Патриарх говорил об аккредитации как о первоочередной задаче, стоящей перед системой духовного образования Церкви. На совещании были обсуждены и возможные механизмы получения аккредитации. К Архиерейскому Собору 2004 года Церковью была выработана четкая позиция по вопросу необходимости государственной аккредитации духовных учебных заведений, которая и была выражена в Определении Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви. Собором также была одобрена деятельность Учебного комитета по реформе системы духовного образования.


- Государственной аккредитации предшествует проверка вуза на его соответствие основным требованиям государственных стандартов в области образования. Если посмотреть объективно на существующий сегодня уровень образования и развития науки в духовных учебных заведениях, смогут ли они пройти государственную аккредитацию?


- Мы долго к этому шли, и сейчас у нас есть все шансы пройти государственную аттестацию и получить аккредитацию по стандартам "Теология". Конечно, когда Министерство образования и науки согласится пойти нам навстречу. Эти государственные образовательные стандарты уже разработаны и утверждены.


В феврале 2001 года был утвержден стандарт по образовательному направлению "Теология" (бакалавриат и магистратура), а в январе 2002 года - государственный стандарт по специальности "Теология". Стандарты были разработаны группой церковных ученых, исходя из богатого опыта русской богословской школы. К работе привлекались светские методисты. Кстати, благодаря теологическим стандартам, богословское образование как таковое получило право на существование и признание со стороны государства.


Изначально предполагалось, что стандарты, имея в своей основе учебные программы семинарии и академии, позволят Церкви "легализовать" духовные учебные заведения. Вместе с тем разработчики рассчитывали, что, будучи реализуемы в светских вузах, теологические стандарты позволят привлечь к делу возрождения русской богословской школы и потенциал светской науки. Я так подробно рассказываю, чтобы показать, что теологические стандарты не входят в противоречие с православными образовательными традициями и при аккредитации не потребуют ломки духовного образования.


Теперь об уровне образования в наших учебных заведениях. Начнем с того, что возрождение духовного образования, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов, для Русской Церкви означало не только увеличение числа семинарий, но и заботу о качестве их образовательной деятельности. Благодаря реформе духовного образования, начатой в середине 90-х годов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, уровень образования и научной работы в большинстве наших духовных учебных заведений сегодня достаточно высок. Если говорить о соответствии тем требованиям, которые Министерство образования предъявляет к светским вузам, то я уверен, что наши семинарии при аттестации покажут хорошие результаты.


Мы не ощущаем себя "догоняющими" светские вузы. Если даже в советскую эпоху Церкви удалось взрастить целую плеяду талантливейших ученых, то сегодня, когда в систему духовного образования вернулись гуманитарные дисциплины, насильственно удаленные в эпоху "хрущевской оттепели", уровень подготовки наших студентов не только соответствует уровню светского вуза, но и нередко превосходит его. Например, в области истории России, философии, древних языков и ряда других дисциплин, не говоря уже о богословском и церковно-историческом направлении.


- На Ваш взгляд, какое число семинарий и академий могли бы первыми получить государственную аккредитацию?


- Не менее десяти. Это духовные школы с устоявшимися традициями, которые существовали в советский период, и те семинарии, которые были возрождены в самом начале 90-х годов. Инспекционная служба Учебного комитета Русской Православной Церкви не так давно закончила проверку всех духовных учебных заведений России. Результаты инспектирования, которые в целом вполне положительные, позволяют разработать план поэтапного включения семинарий в процесс аккредитации.


- Не приведет ли государственная аккредитация к вмешательству в жизнь духовных учебных заведений со стороны государства?


- События недавней советской истории показывают, что тоталитарное государство при желании может вмешиваться в жизнь духовной школы при любом ее статусе и положении. Но сегодня все мы становимся свидетелями и в некоторой мере участниками построения в России правового государства. И пока мы не преодолеем страхи и опасения, что прошлое вернется, мы не сможем сделать ничего полезного ни для Церкви, ни для государства.


Сегодня мы наблюдаем, как взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви все больше выстраиваются по принципу сотрудничества и партнерства. Решение вопроса аккредитации религиозных образовательных учреждений лежит в плоскости именно партнерских отношений. Церковь заявляет о соответствии своих вузов требованиям государственных стандартов в области высшего образования, а государство аттестует духовные учебные заведения и принимает соответствующее решение об их аккредитации. Если Церковь на каком-то этапе перестанут устраивать государственные стандарты или требования, то она беспрепятственно откажется от аккредитации. Так или иначе, на внутренней жизни самих духовных школ это не отразится. Разве что прибавится работы административному аппарату и учебной части.


Следующий этап взаимоотношений Церкви и государства, который начнется после получения духовными учебными заведениями государственной аккредитации, - это этап широкого сотрудничества в сфере образования и науки. За прошедшие 15 лет Церковь засвидетельствовала свою открытость и желание сотрудничества со светскими вузами и научными учреждениями. Мы заинтересованы в этом сотрудничестве, поскольку прекрасно понимаем, что церковное богословское образование нуждается в поддержке светской высшей школы на пути интеграции в национальное образовательное пространство России.


- В этом году исполняется 320 лет Московской духовной академии. Вы будете праздновать эту дату?


- Уже начали праздновать. Причем не только как юбилей самого учебного заведения, но и как дату рождения в России высшего образования. Академия была основана в Москве в 1685 году и называлась Славяно-греко-латинской академией, позднее она была переименована в Московскую духовную академию.


История Академии демонстрирует прекрасные примеры успешного сотрудничества Церкви и государства в области образования и науки. Одним из таких проектов стало создание в 1755 году, при участии питомцев Академии, Московского государственного университета. Не случайно празднование юбилея мы начали вместе с МГУ, организовав в декабре прошлого года совместную конференцию под названием "Московский государственный университет и Московская духовная академия: 250 лет совместного служения России".


На сегодняшний день ряд пунктов Патриаршей программы по празднованию юбилея Академии уже реализован. Наиболее интересные из них это создание научно-популярного фильма "Alma Mater", посвященного историческому пути нашего учебного заведения, а также ряд научных конференций. Основные мероприятия запланированы на октябрь, поскольку 14 октября - день престольного праздника академического Покровского храма. С информацией об академических торжествах и о самой академии можно познакомиться на сайте Академии www.mpda.ru.


***


"РВ" ДОСЬЕ


Иеромонах Петр (ЕРЕМЕЕВ) родился 2 декабря 1973 года в г. Армавире.


В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию и продолжил обучение в Московской духовной академии. 27 марта 1998 года пострижен в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. 13 апреля 1998 года рукоположен во иеродиакона, 6 декабря 1998 года - во иеромонаха. В 1999 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.


С 2000 по 2003 год - докторант Богословского факультета Софийского университета. 5 мая 2004 года постановлением Высшей аттестационной комиссии Республики Болгария за диссертацию на тему "Богословское образование в России в конце XIX - начале XX века" присуждена степень доктора богословия. В 2005 году окончил по экстернату Санкт-Петербургский университет МВД России. Решением Государственной аттестационной комиссии от 26 мая 2005 года присуждена квалификация юрист по специальности "юриспруденция".


С 1 сентября 2002 года исполняет обязанности ответственного секретаря Учебного комитета при Священном Синоде. 18 июня 2003 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II утвержден в должности проректора по организационно-административной работе Московской духовной академии.