Главная >> 5 >> 16

РОДОМ ИЗ... ТЕЛЕВИЗОРА? ИДЕАЛЫ НАШИХ ДЕТЕЙ

Определить нравственные ориентиры школьников попыталось областное управление образования в ходе анкетирования 1800 учеников из различных уголков региона в возрасте 7-11 лет: это 1-5 классы. Причем тех, кто с сентября изучает новый предмет - основы христианской культуры.


Иван Царевич и Гарри Поттер


Для начала ребятам предложили выбрать свой идеал из пяти героев: Иван Царевич, Варвара Краса, Гарри Поттер, Симпсоны и Мелагрес. Поясним: Симпсоны - это такие существа с квадратными головами из популярного мультфильма, Мелагрес - героиня "мыльного" сериала.


Лидерство взял Поттер - 42%. Затем идут Симпсоны. Среди учеников 1 -2 классов Варвару Красу выбрало 15%, среди 3-5 - уже 22. Ивана Царевича назвали кумиром всего 3% 7-8-летних и 21 - среди 3-5 классов. На 3% выше они же ценят Мелагрес.


Психологи считают: серия романов о Поттере привлекательна для детей созвучием их внутренним переживаниям о настоящей дружбе, героизме, жажде приключений. Однако эти произведения отражают нехарактерный для нас менталитет. В частности, в русских сказках главный герой никогда сам не наделен волшебной силой, цели он добивается благодаря собственному труду, смекалке и помощи сверхъестественных сил. Гарри же лучший благодаря своей уникальности и магическому дару.


Симпсоны или, как говорят дети, "семья придурков" - типичный продукт американской масскультуры. Эти виртуальные мутанты разрушают традиционный архетип семьи, негативно влияют на речевую и эстетическую сферу школьника. Однако именно они становятся объектом для подражания.


Школьникам 3-5 классов предложили и самим назвать идеальных героев. В 18% это вновь оказался Гарри Поттер. 11 % выбрали Терминатора, Покемона, Человека-паука. Это опасный симптом: в детской психике такой "друг" порождает страхи, тревожность и агрессию. В единичных вариантах прозвучали популярные артисты - Ван Дамм, Безрукое из сериала "Бригада".


Что такое кокошник


Попытались определить и уровень осведомленности школьников в элементарных вопросах национальной культуры, приобщенности к народным традициям. В частности, предложили выбрать на жительство домик в деревне, Москву, Нью-Йорк, Старую Прагу или квартиру на типичном проспекте современного города.


Настораживает выбор Нью-Йорка, где многие дети явно не бывали. Большинство школьников находят привлекательным именно урбанистический образ. А выбор деревни говорит о подсознательном желании избежать перенасыщенности информацией.


Как русские народные инструменты 90% школьников уверенно определили балалайку, 83 - гусли, 45 - свирель, 33 - волынку, 13 - арфу, 9,6 - фортепиано, 7,2 - клавесин. 17 из 100 опрошенных дали истинное название кокошника - головной убор русской девицы или женщины. 40% посчитали его аналогом шляпы Другие считают это "праздником", "головным убором священника", "грешным человеком", "деревом" и даже "кокосом"!


Почти все ребята знают праздник масленицы, однако не связывают его с преддверием Великого поста. Лишь один мальчик отметил, что в это время "люди прощают друг друга". В противовес другому мнению - "Тогда едят блины и ими обжираются". Зато понятие храма у всех сформировано четко. Туда ходят "ставить свечи", "молиться", "попросить Бога, чтобы быть богатым".


9-11 -летним предложили выбрать самую отрицательную черту характера из предложенного списка. Плохим союзником дети назвали гордость


(73%), жалость


(25,5), совестливость


(6,3), смирение


(5,3), терпение


(2,6), честность (2,4).


Вывод специалистов - наметилась явная угроза нарушения национальной самоидентификации современных школьников.


Елена ДАШКОВСКАЯ