Главная >> 5 >> 16

Колокольный звон

Слушателями часового колокольного концерта стали петербуржцы, оказавшиеся вечером 8 марта на Театральной площади. Здесь прямо на улице установил свою звонницу Михаил Иванович Песков, профессиональный музыкант, коллекционер колоколов, член ассоциации колокольного искусства России. В симфоническом оркестре Мариинского театра Михаил Иванович играет на ударных инструментах. А колокола - страсть, увлечение, которому он отдает все свободное время.- В нашем театре есть свои звонницы, - рассказал Михаил ПЕСКОВ (на снимке - слева) корреспонденту Наталье ЕЛИСЕЕВОЙ. - Колокола в Мариинском просто уникальные. Часть из них попала в театр в 30-е годы прошлого столетия. Их, можно сказать, спасли от разрушения, сняв с церквей и соборов Ленинграда в период антирелигиозной кампании. Еще два раритета 1824 года, которые были голосом Андреевского собора в бывшем имении графа Аракчеева в поселке Грузино Новгородской области, привезли сюда во время Великой Отечественной войны. Все эти колокола - историческая ценность. Одно время четыре из них гастролировали вместе с труппой. Но два года назад, чтобы уберечь редкие экземпляры от дорожных коллизий и возможных повреждений, театр заказал небольшой набор колоколов специально для гастролей. Его отлили на воронежском колокололитейном заводе. Есть в Мариинском и итальянская звонница. Она была приобретена в Милане еще в конце XIX века. В то время в театре работали три труппы: итальянская оперная, русская и немецкая. Специально для итальянских опер были куплены прекрасно настроенные колокола. Они принципиально отличаются от русских. У итальянских - чашеобразная форма, нет языка, а играют на них специальными молоточками. В России такой звонницы больше нигде нет. Да и в Европе подобные колокола можно увидеть разве что в театре "Ла Скала".


- А что собой представляет ваша собственная коллекция?


- У меня около двухсот колоколов и колокольчиков. Самый большой - восьмидесятикилограммовый красавец, отлитый в 1896 году на петербургском заводе Орлова. В моей коллекции в основном церковные колокола с хорошими "вокальными данными". Я подхожу к собирательству не как созерцатель, а как музыкант-исполнитель. В зависимости от темы, идеи и условий, в которых я предполагаю выступать, я каждый раз собираю соответствующую случаю звонницу из своих колоколов и всегда с удовольствием участвую в фестивалях, концертах и праздниках.


- А как создается колокольная музыка? Принято ли писать для нее ноты?


- Колокольный звон - это искусство импровизации. Три кита, на которых стоит это искусство, - ритм, темп, тембр. А какой в результате будет музыка, во многом зависит от музыкального и импровизационного вкуса звонаря, его настроения, лидерских качеств и смелости.


Петр Ильич Чайковский, например, в своих произведениях оставлял простор для творческой фантазии звонаря. У него есть Торжественная увертюра "1812 год", в партитуре которой написано просто "колокольный перезвон". А вот каким он будет - решать исполнителю. Римский-Корсаков более ревниво относился к своим произведениям и всегда давал звонарю определенный ритмический рисунок. Примером тому шикарный звон в опере "Сказка о царе Салтане", премьера которой недавно состоялась в нашем театре. Есть, конечно, и строго регламентированные звоны. К ним относятся церковные православные. А что касается звона светского, то у звонаря полная свобода самовыражения.


- Где и когда вы планируете выступать в следующий раз?


- Я буду принимать участие в выставке "Невская До-Ми-Нанта", которая пройдет в культурно-выставочном центре "Евразия" с 24 по 27 марта. Туда я привезу большую звонницу примерно из 20 колоколов. Я исполню колокольные импровизации на самые разные темы и с удовольствием пообщаюсь со всеми, кого интересует этот вид искусства.