Главная >> 5 >> 16

Самая главная встреча

15 февраля Православная Церковь отмечает один из великих (двунадесятых) праздников - Сретение Господне.


О Сретении (встрече) Богомладенца Иисуса в Иерусалимском храме повествуется во второй главе Евангелия от Луки. По религиозным правилам того времени всякого первенца мужского пола на сороковой день после рождения приносили в храм для принесения очистительной и заместительной жертвы. Когда жертву за новорожденного Иисуса приносили Мария и Ее обручник старец Иосиф, в храм "по вдохновению" зашел Симеон - живший в Иерусалиме ученый-богослов весьма древнего возраста. За много лет до этих событий ему было предсказано Святым Духом, что он не умрет, пока своими глазами не увидит Мессию. Симеон взял Младенца на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех людей...". Находившаяся здесь же благочестивая пожилая вдова Анна, известная в Иерусалиме даром провидения, подойдя, тоже "славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления". В те времена храм всегда был заполнен ревнителями обрядов, но, исходя из текста Евангелия, можно предположить, что ни на кого из присутствовавших слова Симеона и Анны не произвели особого впечатления. Только Иосиф и Мария "дивились сказанному о Нем".


Вот, собственно, и все, немного сокращенное, евангельское повествование о Встрече. Не получившее широкой известности событие, по-видимому, сохранялось в качестве семейной тайны в узком кругу земных родственников Иисуса. Возможно, с их слов рассказ о Сретении через несколько десятилетий и был записан апостолом, евангелистом и иконописцем Лукой, который, согласно древнему церковному преданию, писал первые иконы Богородицы.


Общецерковное, вселенское почитание Сретения, как встречи Ветхого и Нового Завета, берет начало в глубокой древности. Еще со времен царствования византийского императора Юстиниана этот день стал одним из двенадцати главных праздников христианского мира. Конечно, такое внимание к Встрече в Иерусалимском храме не случайно. Встреча человека с Богом - одна из основных тем всех Евангелий и, конечно, вот уже две тысячи лет - главнейшее событие в жизни каждого христианина.


Рассказам о встречах посвящены многие евангельские страницы. По откровению свыше Христу поклонялись вифлеемские пастухи и восточные волхвы Каспар, Балтазар и Мельхиор; Его славили Симеон Богоприимец и пророчица Анна; Иоанн Предтеча, крестив Его в Иордане, признал в Нем Сына Божия. Но свидетельства получивших откровения людей отнюдь не всегда убеждали слушателей. В то время Палестина была буквально переполнена мессианскими слухами и лжемессиями, многие из которых увлекали за собой огромные толпы народа. Несмотря на свидетельства пастухов, Симеона и Иоанна, об истинном Христе - жившем в Галилее плотнике - до начала Его сопровождаемой невиданными чудесами проповеди не знал никто.


Но и проповедь, и чудеса впоследствии убеждали далеко не всех, встречавшихся с Ним. Кого-то не устраивали поступки Иисуса, несовместимые с их земными представлениями о задачах и поведении Мессии. Его осуждали за то, что Он ведет Себя "неправильно": ест с мытарями и грешниками, позволяет ученикам собирать в субботу зерна с колосьев на поле, исцеляет "не тех" и "не так", не протестует против уплаты налогов римским властям. Кому-то казались слишком необычными и неприемлемыми слова Иисуса - после одной из проповедей от Него отошли даже многие ученики не из числа апостолов. Некоторым не нравилось, что Мессия вроде бы не заботится об их политических и экономических чаяниях. При входе в Иерусалим огромная толпа жителей города и других палестинских местностей восторженно встречала почти общепризнанного Помазанника, в надежде, что Он свергнет римское владычество и уже в этой жизни обильно одарит народ земными благами. Узнав о том, что "царство Его не от мира сего", многие из них всего через несколько дней яростно требовали казни не оправдавшего их суетных ожиданий Спасителя. Даже некоторые из родственников Иисуса считали, что Он "вышел из себя". А повстречавшиеся на Его пути жившие в гробах одержимые устами вселившихся в них бесов с ненавистью требовали Бога оставить их в покое и не приближаться к ним. Практически о том же самом - удалиться от них - просили Иисуса и вполне нормальные жители Гадаринской (Гергесинской) страны.


Но евангелия рассказывают нам и о людях, для которых встреча с Богом не осталась бесплодной. Первозванный апостол Андрей и еще один ученик Предтечи, услышав на Иордане в Вифаваре свидетельство Иоанна Крестителя, сами пошли за Иисусом. "Учитель, где живешь? - спросили они. - Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет". Апостол Нафанаил, выслушав рассказ апостола Филиппа, поначалу не хотел признавать Иисуса из-за неприязни к городу Назарету, но при личной встрече со Спасителем сказал Ему: "Ты Сын Божий". И позже галилейское происхождение Иисуса смущало многих, не позволяя им принять Его проповедь. При встрече со Спасителем, услышав Его призыв, за Ним без колебаний пошли братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, оставив свои лодки и сети с пойманной рыбой. По первому зову проходящего мимо Иисуса последовал за Ним мытарь (сборщик налогов) Матфей, бросивший выгодную работу и деньги, чтобы стать учеником Господа, а потом апостолом и евангелистом. Сменившая пять мужей и сожительствующая с шестым грешная самаритянка у колодца Иаковлева попросила у Иисуса живой воды, текущей в жизнь вечную. Собиравший подаяние у выхода из древнего Иерихона слепец Вартимей, услышав идущего Христа, стал громко кричать и звать Его, прося помилования и прозрения. Через несколько мгновений обретший зрение Вартимей уже шел за Ним по дороге в Иерусалим.


Таких историй в евангелиях - множество. Но евангельские времена минули, и на земле уже нельзя встретить Бога во плоти. И тем не менее, зов Бога и веры много раз звучит в душе каждого человека. Тот, кто слышит и отзывается, -встречается с Христом. Евангельские ситуации во многом повторяются. Кто-то не хочет верить чужим свидетельствам -изложенным в евангелиях рассказам апостолов. Кому-то не нравится земное происхождение Иисуса. Многие, в отличие от Иакова, Иоанна и Матфея слишком озабочены работой и имущественными проблемами. Некоторые ждут от веры только земного воздаяния. Знать, где живет Бог, не всем интересно, особенно если на земле есть комфортабельное жилище в виде особняка или апартаментов пятизвездочного отеля. И вовсе не привлекает "Небесный град", символом которого является библейский Иерусалим, куда вслед за Иисусом пошел прозревший Вартимей. Да и искать прозрения отлично видящему человеку вроде бы незачем. В храм можно зайти, чтобы, не замечая присутствия Бога, поставить обрядовую свечку за успех в делах, а если намеченная сделка почему-то сорвалась, то и не оправдавшая ожиданий "вера" становится бессмысленной и ненужной.


Иных, идущих в ногу со временем людей категорически не устраивает несоответствие некоторых евангельских истин авангардной морали ультралиберального XXI века. Тогда вера объявляется "неправильной", "устаревшей" и, в лучшем случае, нуждающейся в радикальной коррекции. Для некоторых встреча с Богом обременительна, как для гадаринских жителей, а для других просто ненавистна и непереносима, как для евангельских (все-таки исцеленных) обитателей гробов.


Последними людьми, встреченными Иисусом на Его земном пути, были распятые на крестах разбойники. Два, наверное, очень похожих друг на друга человека в совершенно одинаковой ситуации вели себя абсолютно по-разному. Одному из них, уверовавшему, был обетован рай. Второй выбрал иной путь. Встретить Бога, ощутить Его присутствие в своей душе можно и сегодня, в праздник Сретения, и в любой другой день. У каждого есть выбор: идти за Ним или расстаться до следующего раза, которого вполне может и не быть.