Главная >> 5 >> 16

Время веселое поста

Сорок восемь дней верующие проводят


в ожидании великого события.


Сколько же дней длится Великий пост?


Еще не остыли воспоминания о масленичных блинах, а на следующей неделе у православных уже наступает середина Великого поста. А вот если бы пост на самом деле длился 40 дней, то середина наступила бы уже на неделе этой. Но почему все же не сорок? Во всех христианских источниках пишется, что Великий пост установлен Церковью в воспоминание о сорокадневном пребывании Христа в пустыне, значит и пост должен длиться столько же, тем не менее у католиков он длится 46 дней, у православных - 48, а у египетских христиан, коптов, вообще - 55. Отчего такая разница?


С понедельника - новая жизнь


В древности при исчислении сорокадневного Великого поста субботы и воскресенья, в которые пост ослабляется, постными днями не считались. Поэтому и растянулся коптский Великий пост на 8 недель (8 недель умножить на пять дней, получается сорок). Католики же из числа постных дней исключили только воскресенье, и поэтому их пост на девять дней меньше коптского. Начало поста у католиков всегда приходится на среду. А православные Церкви предпасхальный пост разделили на две части: собственно Великий пост - Святая Четыредесятница (сорок дней) и Страстная седмица - неделя (точнее шесть дней) перед Пасхой. Но при таком раскладе пост должен длиться сорок шесть дней, а не сорок восемь и начинаться, как у католиков, в среду, а не в понедельник. Откуда же у православных взялось еще два дня? По одной версии из постных дней исключили два праздника: Благовещение и Вербное воскресенье, так как в эти дни разрешается рыба, по другой - два дня прибавили, чтобы пост всегда начинался в понедельник, так как для православного менталитета издревле было принято начинать новую жизнь именно с понедельника. Но, как бы там ни было, а все сорок восемь дней православные постятся: кто в соответствии с Уставом, а кто в меру своих сил. А силы у всех, естественно, разные.


Как в пост можно "уподобиться дьяволу"


Вот уже третью неделю в новосибирских приходах не прекращаются телефонные звонки с вопросами: что можно есть, а что нельзя? Причем звонят люди невоцерковленные, то есть те, кто хотя и крещены, но в церковь ходят от случая к случаю, да и то для того, чтобы свечу поставить. Вот и приходится объяснять звонившим, что пост - это не столько ограничение в пище, сколько время покаяния и обуздания страстей, время усиленной молитвы и дел милосердия, время прощения обид и приведения в порядок своих блуждающих мыслей. Как писал по этому поводу святитель Василий Великий: "Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако же не перестает грешить". Слова святителя о неправильном понимании сути православного поста можно разъяснить на одном реальном примере.


Как-то в одной фирме работал по договору прихожанин одного из новосибирских приходов. Все знали, что он человек православный, соблюдает посты, и поэтому, когда к нему подошла молодая сотрудница и стала задавать вопросы о посте в среду и пятницу, он не удивился и начал ей подробно рассказывать. Женщина внимательно слушала о предательстве Иуды в среду, о распятии на Кресте Спасителя в пятницу, о покаянии и молитве, о том, что можно есть в пост, а что нет. В конце разговора женщина поблагодарила рассказчика: "Спасибо большое, а то мы с Сережей по средам встречаемся на квартире у подруги, и я не знаю, чем его в постный день кормить". Выяснилось, что у этой замужней женщины был любовник - женатый мужчина по имени Сережа.


Каждый сам себе судья


В прошлом выпуске страницы "Вера, Надежда, Любовь" было сказано, что поскольку существует постановление святых апостолов, которое указывает на человеческую немощь как на причину послабления в посте, то больные люди меру своего поста могут определять самостоятельно. Такое заявление вызвало неоднозначную реакцию у некоторых верующих читателей, обвинивших автора страницы в принижении роли священства: мол, послабление на пост нужно обязательно брать у своих духовников. Так, кто же с этим спорит! Вот только у кого из желающих получить послабление имеются духовники - духовные наставники, которые знают всю подноготную своих духовных чад, вплоть до их заболеваний? Даже среди тех, кто регулярно посещает церковные службы, таковых наберется немного. А что делать остальным, неужели в очередь в церкви выстраиваться с выписками из истории болезни? Потому и следует ориентироваться на 69-е апостольское правило, которое гласит: "Если кто не постится во Святую Четыредесятницу пред Пасхою или в среду, или в пяток, КРОМЕ ПРЕПЯТСТВИЙ ОТ НЕМОЩИ... да будет отлучен". А немощи эти могут быть разными. Не стоит, к примеру, увлекаться постом больным сахарным диабетом, почечной недостаточностью, беременным. Должны поберечься и те, кто болен язвой желудка, панкреатитом, холециститом и другими болезнями, при которых показана молочная продукция, в православный пост воспрещенная. А что же вообще можно есть во время Великого поста?


Постный стол весьма разнообразен


В течение Великого поста, за исключением праздников Благовещения и Вербного воскресенья, когда разрешается рыба, едят только растительную пищу. В рационе всевозможные крупы, грибы, фрукты, овощи, мед, сахар. Перечислять все разновидности продуктов нет смысла, это со смаком пишется на странице "Торговый ряд", но все же хочется подчеркнуть, что можно есть ВСЕ овощи и фрукты. Почему такое уточнение? Да потому, что автору страницы совершенно неожиданно задали вопрос после прочтения рецепта салата из огурцов: с огурцами все понятно, а вот помидоры есть можно? Можно! Так же, как можно заправлять кашу вареньем или медом, варить кисели из брусники, смородины и прочих всевозможных ягод, готовить оладьи на соевом "молоке", делать клецки из соевой окары и т. п.


Кстати, о сое. В разговорах о модифицированных при помощи генной инженерии продуктах, называемых "продуктами Франкенштейна", модифицированная соя упоминается, пожалуй, чаще всех. Возможно, поэтому из некоторых православных изданий исчезла реклама соевых продуктов. Однако опасения эти напрасны: российская соя, выращиваемая на Дальнем Востоке и в Краснодарском крае, самая обыкновенная и генной обработке не подвергается, лучше стоит опасаться импортной колбасы, где этой модифицированной сои напичкано больше чем нужно. Так что соя - это воистину подарок современным хозяйкам, которые желают расширить меню постного стола, который, правда, и без сои можно сделать очень даже разнообразным и для опытных хозяек не сложным в приготовлении. Тем же, кто привык утром обходиться яичницей, днем варить магазинные пельмени, а вечером - сосиски, перейти на постный рацион действительно проблематично.


Постной пищей по авитаминозу


И несколько слов об авитаминозе. Когда-то великий Ломоносов страшно возмущался "неудачным" временем Великого поста: весна на дворе, люди ослаблены после длительной российской зимы, а тут еще пост. Слово "авитаминоз" во времена Ломоносова не употребляли, но как раз его-то он и имел в виду. На самом же деле в постных продуктах - картошке, грибах, макаронах, хлебе, соленьях и вареньях, не говоря уже об овощах и фруктах - полно витаминов, которыми насыщается организм после зимы, а "зашлакованный" тяжелой мясной пищей кишечник во время поста приходит в норму, нормализуя пищеварение. Тот, кто постится, знает, как легче во время поста двигается и дышится. Известно, что великие православные подвижники-аскеты доживали до весьма преклонных лет, несмотря на ограничение в пище. Современный человек стал рабом своих привычек и установок на чрезмерное потребление пищи, которое нашему организму в таком количестве и не требуется. Отсюда и различные "болезни века".


Постимся с радостью


Певец патриархальной Руси Иван Шмелев в знаменитом "Лете Господнем" вспоминает, как в детстве удивлялся, отчего люди перед постом настраиваются на грустный лад, недоумевая при этом, "зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно?" И приводит длинный перечень всяческой постной вкуснятины. Мальчик с нетерпением ждал Великого поста, так как в нем видел "много радостного". Но это взгляд ребенка, еще не совсем осознавшего суть православного поста, а вот в древних монастырских патериках так описывался настрой монастырской братии на Великий пост: "Постимся братие с радостью!" Чему же радовались взрослые люди? А радовались они наступлению благодатного времени, когда можно отвлечься от всепоглощающей многозаботливости, попросить прощения у тех, кого обидели, и простить всех, кто обидел их, усиленно помолиться, очистить бренное тело от излишних отложений, а грешную душу от накопившихся грехов. Радовались в ожидании грандиозного события - Светлого Христова Воскресения. И это была главная радость, пронизывающая все время предпасхального поста. И именно этого великого события чают все постящиеся православные, так как для них все-таки новая жизнь начинается не с понедельника, а с Воскресенья.