Главная >> 5 >> 15

НАС ПРОСВЕТИЛИ

Весьма своеобразный подарок к профессиональному празднику преподнесли российским защитникам Отечества их коллеги из НАТО. С 17.30 до 19.30 23 февраля натовский самолет дальнего радиолокационного обнаружения Е-3 АВАКС поднялся в небо Латвии на разведку. В ходе этого полета, как сообщили "РК" в Минобороны РФ, АВАКС вел радио-, радиотехническую, радиолокационную и другую разведку территории России и Белоруссии с использованием всего комплекса бортового оборудования. Наши военные считают, что российская территория была "просвечена" до линии Петрозаводск -Бологое - Смоленск -Брянск.


Полет не последний


АВАКС перелетел в Прибалтику с немецкой авиабазы "Гайленкирхен". 23 февраля он работал в небе Латвии, а вчера, перебазировавшись в Шяуляй, совершил оттуда рейд над Литвой. "Цель его полетов - демонстрация возможностей сил и средств в системе АВАКС-НАТО", - объяснил министр охраны края Литвы Линас Линкявичус. Верховное командование Североатлантического альянса было еще более конкретно: воздушный разведчик послан к границам России для проверки совместимости аппаратуры, состоящей на вооружении служб воздушного наблюдения прибалтийских государств с натовскими системами. Такие станции появились в Латвии и Эстонии (города Даугавпилс и Раквере).


"По большому счету речь идет о практическом испытании объединенной системы контроля воздушного пространства и управления воздушным движением "Балтнет", - утверждает источник "РК" в российском военном ведомстве. В создании этих станций командование НАТО действительно принимало активное участие. Основа системы - размещенные вдоль восточных границ прибалтийских государств стационарные РЛС, позволяющие обнаружить воздушные объекты в северо-западном регионе России с последующей выдачей данных в объединенную систему ПВО альянса.


"Уже на протяжении трех-четырех лет специалисты НАТО изучали возможность использования аэродромов Таллин, Рубле (Рига) и Шяуляй в качестве передовых авиабаз для самолетов дальней радиолокационной разведки, - говорит наш источник. - Теперь от "изучения вопроса" натовцы перешли к делу".


Что сверху видно


Рейды Е-3 вдоль наших границ, безусловно, отслеживались заинтересованными российскими ведомствами. "Полеты АВАКС в воздушном пространстве прибалтийских государств позволят НАТО осуществить глубокую воздушную разведку в северо-западном регионе России и Белоруссии. И это не может не вызывать беспокойства", - заявили "РК" в Главном штабе ВВС РФ. Однако тут же дополнили, что "полеты самолетов-разведчиков НАТО у границ России - практически ежедневное явление". "Самолеты-шпионы барражируют вдоль российских границ практически на всех направлениях. Они не нарушают воздушных границ, но все изучают досконально", - подчеркнули в Главном штабе ВВС.


Напомним, в июле прошлого года "АВАКС" совершал "демонстрационные полеты" в небе Грузии. Воздушный разведчик мог тогда наблюдать за российской территорией до Ростова-на-Дону. А в феврале-марте прошлого года над территорией Грузии барражировал американский высотный разведчик U-2, который просматривал российскую территорию на глубину 600 - 700 км. Эти рейды вызвали в России серьезные протесты. Прибалтийский случай не вызвал никакой политической реакции. Почему? Ответ из МИД РФ мы получили почти сенсационный: "Россия заблаговременно - с учетом чувствительности такого рода мероприятий вблизи наших границ для интересов безопасности страны - подала официальную заявку на участие российского наблюдателя в указанных полетах. Однако нам было отказано. При этом в НАТО ссылаются на возражения принимающих государств".


"Не в свои сани не садись"


В российском внешнеполитическом ведомстве считают, что такой отказ "противоречит договоренностям, закрепленным в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО". А вот в прибалтийских государствах свое решение объяснили очень просто: это "рабочий визит самолета" в страны, которые вскоре станут членами НАТО. Россия к таковым, как известно, не относится. Что ответить на этот счет, на Смоленской площади пока не знают.


***


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА


Алексей АРБАТОВ, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений, член-корреспондент Российской академии наук:


- Если следовать букве закона, то натовцы ничего не нарушили. К сожалению, между Россией и НАТО нет каких-либо договоренностей в области ведения разведывательной деятельности. Это, считаю, большое упущение российской дипломатии. Во время первой и второй волны расширения НАТО мы получили только общие обещания не размещать военных на территории новых членов альянса. Но ни одно соглашение, повторюсь, не затрагивало деятельности разведывательных структур.


А вот что касается духа российско-натовских отношений, то здесь вопросы, конечно, есть.


Первое. В то время как Россия демонтирует свои разведывательные объекты за рубежом (к примеру, разведцентр Лурдес на Кубе), США и НАТО совершенствуют свою разведывательную структуру, В том числе на российском направлении.


Второе. Совершенно ясно, что подобные полеты проводятся не в рамках решения общих задач, в частности, совместной борьбы с терроризмом. Соответственно, подобные полеты можно расценивать лишь как сбор информации, которую Россия не предоставляет добровольно. Сегодня эту информацию снимает АВАКС, предназначенный для воздушной разведки, завтра, не исключено, в том же прибалтийском регионе появится система "Джей Стар", предназначенная для сбора информации о наземных объектах.При этом, отмечу, перекрывается территория, имеющая для обороны нашей страны весьма важное значение - западное стратегическое направление. И на ней мы производим действия, о которых совершенно не обязательно знать другим странам.


Да, серьезного инцидента действия натовцев не вызовут. Но Россия в лице президента страны, МИД должна отреагировать на подобные полеты.


***


Наша справка


Американский самолет дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения на цели АВАКС принят на вооружение в 1077 году, в состав экипажа в зависимости от поставленных задач входят 17 и более человек. Высота полета в ходе наблюдений - 9000 м. Время в полете до восьми часов. Крейсерская скорость -400 км/ч, максимальная -850 км/ч, С самолета при полетах есть возможность "просматривать" территорию на дальностях 400-600 км.


Максимальная взлетная масса АВАКСа - 147 тонн, обычная рабочая -97 тонн. За рубеж машина продается по 250-300 млн. долларов, все зависит от электронной начинки. США экспортируют эти самолеты только в страны НАТО.