Главная >> 5 >> 13

РЫБАЧКИ И ПРИНЦЫ

НО ПЕРВЫЕ - ЛУЧШЕ


Восьмое марта - нежный и лирический весенний праздник. Удивительно, как в эти качества сама его женственность умудрилось с годами перевоплотить изначально политическую подоплеку. Подобно тому, как жена сурового боевого офицера, опаленного огнем и страшной реальностью современной "горячей" точки, многие годы ждет его и, уповая на Бога, сохраняет душу в такой чистоте, что муж, выйдя из десятилетнего горнила войны, не спивается и не опускается и не попадает в криминал, как это бывает зачастую с ожесточенными, с убитой верой, людьми. Напротив, семья становится крепче. А отношения - еще нежнее и трогательнее. Совсем как в семье и творчестве нашей сегодняшней гостьи.


- По какому принципу вы определили работы, которые решили подарить нашему музею?


- Исходя из "движения" своего творчества.


- ???


- То есть, чтобы было представлено "всего понемногу". Темы, жанр, период творчества, техника - все разное.


- бы верите в Бога?


- Да. На чем, надеюсь, и основана вся моя жизнь и творчество. Потому я никогда не стремилась к славе, выгоде, да и вообще - ко всему материальному. Этим же я объясняю и свою работоспособность, которая многих удивляет.


- Настоящего христианина можно узнать по трудолюбию и необыкновенно "настоящим" результатам... Значит, это правда?


- Вы знаете, не задумывалась. Но похоже, что так. И это вполне объяснимо. Ценности мира обременяют и утомляют. В то время как истинное, напротив, окрыляет, придает сил и смысла во всех делах. А значит, постоянно способствует успеху. Смотрю порой на иных своих коллег и удивляюсь: какой-нибудь этюд


занимает у них полтора-два месяца. С пленэра привозят лишь по несколько работ, да и то не самых удачных. И вот эта творческая несостоятельность начинает компенсировать себя в другом. В стремлении к мирскому благополучию, карьере. Для достижения которых не обойтись без "темных" дел...


Так, собственно, было всегда. Но время-то, так или иначе, расставляет все по своим местам. Истинное - выживет.


- Правда, сам художник рискует во времени разминуться с признанием...


- А это и неважно. Для него при жизни важно другое - сама возможность творить. Чем и хорош был Советский Союз.


- Но тогда существовала другая крайность - политика, ведущая за собой крайнюю тенденциозность искусства.


- Да. Но у художников была хотя бы хорошая возможность получить базовое образование. Встать на академические рельсы. Почему наши мастера и отличались качественно от западных. Наше искусство было фундаментальным, добротным. Там же, чтобы научиться хотя бы азам, нужно было зарабатывать на жизнь и образование. Молодой человек, какой бы одаренностью и тягой к творчеству он ни обладал, вынужден был работать таксистом, дворником, грузчиком...


- Как и у нас нынче.


- Вот именно. Сфера культуры и


искусства существует "на выживаемость". Настоящее, качественное подавляется дешевым, крикливым.


- Кстати, сегодня на творческую встречу с вами пришли школьники. И что меня удивило - ребята задавали вполне профессиональные вопросы, так внимательно слушали вас и рассматривали работы.


- Это были ученики художественной школы и детской картинной галереи. Но и в самом деле - умнички. И сами все красивые - хоть портрет с каждого пиши.


- Так ведь личности-то творческие! Кстати, почему они так заинтересовались вашей техникой? Говорят, ее нет ни в одном учебнике или справочнике. Что это?


- Можно сказать, что я изобрела некоторые методы. В основном использую акварель, хотя многие удивляются, не распознают ее сразу. Это долгий процесс. Сначала специальным образом подготавливаю бумагу, вымачиваю, пропитываю ее. Лист как бы "насыщается" цветом. Затем накладывается цвет более густой. Получается такая плотность, что, видите, больше похоже на темперу или гуашь. Хотя остается акварельная мягкость, которая ни в какой другой технике не получится. То, что надо высветлить, я уже "выбираю" кистью. Но в основном дело в пластике фигур, композиционном решении и эмоциональном настрое через цвет.


-В ваших работах больше всего удивляет какое-то необыкновенное свечение.


- Все замечают в первую очередь почему-то именно его. Это тоже особенности моей "технологии". Хотя никакого секрета я из нее не делаю. Вот только что объясняла юным художникам.


- У вас очень много чисто бытовых сюжетов. Причем в основном их герои - люди, что называется, "из народа". Здесь нету портретов знаменитостей, руководителей или звезд. Почему?


- Меня всегда привлекали именно простые люди. Помните, с чего


мы начали наш с вами разговор? Наверное, это та же тема. Настоящая мудрость именно в душах тех, кто далек от регалий. У меня, например, есть одна знакомая, старая крестьянка. Ей уже где-то за девяносто. Я очень люблю с ней общаться. Она - просто кладезь мудрости. Может растолковать и подсказать выход из любой самой сложной жизненной ситуации. Всегда, почти постоянно, читает Библию, молится.


А вот сюжет из мастерской горшечника. Я прекрасно помню свое изумление и восхищение, когда наблюдала за процессом работы мастеров. Они объясняли мне свои профессиональные секреты. И такие были замечательные люди! Искренние.


Вот - конюшня. Вот - ткацкий цех. Вот - рыбачки Каспия. А это - женщины из туркменской деревни. Они сдают свои драгоценности и имущество в фонд победы. Эту картину я написала по их собственным рассказам и воспоминаниям.


Если же говорить о знаменитостях - иногда и таковые "попадаются". Вон на той картине вы видите самого настоящего... принца.Я в тот момент работала над пейзажем, а он мимо проходил... - ...да так и остался под 1 знойным еги-! петским солнцем на вашей


картине/Вы объехали чуть ли не полстраны. И отовсюду привозили впечатления, воплощенные в живописи и графике?


- Я - жена офицера. Пришлось поездить. Мы познакомились в Москве. Когда я была студенткой, а он - курсантом. Причем, что интересно, я в ту пору дружила с юношей. Но так получилось, что с будущем мужем мы случайно встретились на новогоднем празднике и... с тех пор не расстаемся. Я закончила институт и почти сразу уехала за ним в Туркмению, туда он получил назначение на службу. А потом его отправили в Афганистан. И начались самые тяжелые мои годы. Спустя долгое время муж - слава Богу! - вернулся. Правда, с тяжелыми ранами и в душе, и на теле, перенес контузию. Но меня всегда спасала и поддерживала работа и увлеченность. Я всегда была трудоголиком.


- Годы ожидания прошли в Туркмении?


- Да. А на той земле живут замечательные люди. Бывало, работаешь возле чьего-нибудь дома - так обязательно пригласят выпить чаю, а то и барашка бросаются резать. От больших застолий я чаще всего отказывалась (некогда было), а вот от чашечки чая - нет. Туркмены вообще очень приветливый и гостеприимный народ. В деревнях всегда было чисто и красиво - и в домах, и на улицах, и в душах людей.


- Они ведь даже не пьют спиртного?


- У них не полагается. Правда, когда приезжали гости, например, из Москвы, считали своей обязанностью преподнести обязательные "сто грамм". Причем не водки, а коньяка. И наливали из чайника. В соседней-то комнате сидят старики. Не дай Бог прознают, в чем дело!


- Вы уехали из республики в связи со всебщим "исходом" русских?


- Нет. Просто мужа перевели. А по поводу "исхода" - все это ужасно грустно... Ведь когда политики что-то делят, страдают в первую очередь простые люди.


***


фото: