Главная >> 5 >> 11

РОК НАСТИГНЕТ ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ

Двадцать четвертого июля на территории спорткомплекса "Лужники" состоится Пятый ежегодный рок-фестиваль "Крылья" - тот самый, во время которого год назад в Тушине произошел теракт, унесший жизни 14 человек. После этого случая власти вынуждены были пересмотреть свое отношение к массовым мероприятиям. В частности, в 2003 году был отменен еще один летний рок-фестиваль "Нашествие". Однако в этом году, после взрыва в метро, доказавшего, что прошлогодний теракт не был последним и что он может повториться всюду, где собирается много народа, "Крылья" состоятся. Этого следовало ожидать, учитывая, что в массовых зрелищных мероприятиях заинтересованы и те, кто их организует, и те, кто на них пойдет, и власти, дающие разрешение на их проведение.


Судя по списку участников, подобные мероприятия имеет смысл рассматривать скорее в социальном, нежели в культурном контексте. Из групп, выступающих на большой сцене (а сцен в этом году будет две) - "Сплин", "Би-2", "Алиса", "Ария", "АукцЫон", "Воплi Вiдоплясова", - большинство уже на "Крыльях" играли, а все прочие регулярно дают концерты в Москве, поэтому ждать неожиданностей не приходится. Из тех же, кто будет играть на малой сцене - "7 раса", "Карибасы", "Кирпичи", "Animal Jazz" и другие, - пока еще никто не проявил себя настолько, чтобы занять место в первом списке. За последние три года в русском роке не появилось ни одного нового, по-настоящему яркого имени. В свете этого рок-фестиваль становится просто возможностью весело провести время - музыка является не причиной, а скорее поводом похода туда. Тем не менее фестивали регулярно проводятся, и пока история не зафиксировала ни одного случая провала. Причина того та же - такая расстановка акцентов устраивает все участвующие в фестивале стороны.


Фестиваль "Крылья" организует пивоваренная компания, производящая пиво "Старый мельник". Для нее фестиваль - средство продвижения брэнда.


Властям также выгодно проведение таких фестивалей, несмотря на то, что зачастую они не приносят ничего, кроме головной боли. Для огромного мегаполиса фестивали, праздники, народные гулянья и прочие массовые виды развлечения являются отличным средством снятия социальной напряженности. Подобной же логике следовали средневековые царствующие особы, позволяя жителям городов раз в год устраивать карнавалы. На них народ мог почувствовать себя свободным от социальных устоев и от души повеселиться, высмеивая всех, включая самих царствующих особ.


Елена СИМОНОВА, психолог, считает: "Технологические аспекты цивилизации опережают психологические на несколько столетий. Психологически homo sapiens меняется, но эти изменения запаздывают, особенно это касается групповых форм поведения. Толпа на рок-фестивале - это стая, рой, которые совершенно необходимы современному человеку для нормального существования. За последние два века число психологических отклонений катастрофически выросло, и это прежде всего касается западной цивилизации с ее культом индивидуализма, который для психики человека совершенно противоестествен. Такие мероприятия, как рок-фестивали, парады на Красной площади, слеты КСП, футбольные матчи погружают человека в естественное для него состояние, и люди отдаются ему с наслаждением. В толпе, в стае люди переживают облегчающее душу состояние общности с окружающими, в таком состоянии границы личности размыты. Человеку кажется, что его силы умножаются, он психологически "разбухает", растет. Ученые неоднократно отмечали, что человек в толпе даже физически кажется себе больше, чем он есть на самом деле. Одновременно с этим присутствие большого количества других людей рождает чувство опасности быть "съеденным". Именно поэтому толпа легко поддается панике. Однако если толпа находится под контролем, такие шоу оказывают терапевтическое воздействие на людей. В этом свете властям рок-концерты, как и любые мероприятия, обеспечивающие массовый выплеск энергии, не просто выгодны - они необходимы".


При этом люди ходят на рок-фестивали не только ради освобождения от энергетических излишков. Расцвет фестивального движения совпал по времени с эпохой, когда русская рок-музыка пережила резкий сдвиг. Социальный рок уступил место лирическому - какая-нибудь группа "Звери" с песней про подростковую любовь сейчас куда популярнее "Аквариума" или "Алисы". Культурный крен из области социальных проблем в плоскость межполовых отношений был обусловлен социальным заказом. Годы социальной напряженности, появление развитой индустрии развлечений и денег у части населения на то, чтобы ею воспользоваться, привели к тому, что благополучие и личный комфорт стали самыми предпочтительными ценностями современного общества. Помимо музыки, это нашло отражение и в рекламе - главным содержанием многих рекламных сообщений теперь является не успех или деньги, а то, что следует за ними, - хороший отдых или душевный покой. Из FМ-диапазона исчезают "разговорные" или просто "серьезные" радиостанции, сменяясь развлекательными "попсовыми" проектами. Культурное сближение рок-музыки с популярной - это не столько отсутствие талантов, сколько движение навстречу спросу. И русский рок в том виде, в котором он сейчас существует, остается востребованным, причем его аудитория, как видно из прилагаемой таблицы, отнюдь не так молода и безденежна, как обычно принято считать.


Так что рок-фестивали, несмотря на таящиеся в них опасности, в ближайшие годы останутся одной из главных форм культурного досуга. Публика всегда ищет, где бы повеселиться, покричать и попить пива, особенно если билеты недороги. Однако добраться до сцены в этом году будет нелегко - учитывая прошлогодний теракт, организаторы и власти примут беспрецедентные меры безопасности - гостям придется мириться с огромным числом секьюрити, которые, как обычно, будут трактовать понятие "праздник" по-своему и кого-нибудь куда-нибудь обязательно не пустят.


***


ПАРАЛЛЕЛИ


РАЗНИЦА МЕЖДУ ЗАРУБЕЖНЫМИ и ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ РОК-ФЕСТИВАЛЯМИ


УЧАСТНИКИ Американский Вудсток, английский Гластонбери или австралийский Big Day Out собирают лучших музыкантов планеты. Например, в этом году на Гластонбери выступили Muse, Пол Маккартни, Oasis, Моррисси, PJ Harvey, Fatboy Slim, Джеймс Браун, Chemical Brothers и многое другие. Крупнейшие российские фестивали организуют или радиостанции ("Максидром", "Нашествие"), или пивные компании ("Крылья"), что диктует выбор их участников. Радиостанции приглашают на фестивали не всех актуальных артистов, а лишь "форматных" (то есть тех, чьи песни звучат в их эфире), пивные компании - способных собрать целевую аудиторию их продукта.


ПУБЛИКА Зарубежные фестивали обычно проводятся вдали от столиц (например, Гластонбери проходит на ферме), и зрителям приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы туда попасть, жить там в тяжелых условиях, заплатив при этом существенную сумму за билет. Наши фестивали проходят в комфортных столичных условиях. Билеты на такие шоу обычно дешевы, так как главная цель организаторов - не извлечение прибыли, а продвижение торговой марки. Такие акции могли бы быть и вовсе бесплатными, билеты продаются для того, чтобы регулировать число посетителей и отсекать праздношатающуюся публику, не входящую в целевую аудиторию.


ЦЕЛЬ Главным центром притяжения западных слушателей является музыка, поскольку такое услышишь не каждый день. Для большинства наших посетителей, за исключением закоренелых фанатов отдельных групп, музыка является лишь поводом для того, чтобы собраться вместе, поскольку всех музыкантов можно несколько раз в год увидеть в Москве - сольно или на других сборных концертах.


Графические материалы:


ПРОФИЛЬ АУДИТОРИИ ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО РОКА, РОК-Н-РОЛЛА (источник: МОНИТОРИНГ АУДИТОРИИ РАДИОСТАНЦИИ, июнь 2004 COPYRIgHT Комкон-Медиа, 2004)


Материалы доступны в бумажной версии издания