Главная >> 5 >> 11

Как в белую ночь добавили огня

Репортаж с XI Международного фестиваля уличных театров в Архангельске


Жители Архангельска ко всем капризам судьбы привыкли, они не замечают осыпающихся фасадов каменных зданий и сходящих со свай бесчисленных "деревяшек". Летом они всего лишь хотят насладиться скоротечными жаркими денечками. Вечерами набережная Северной Двины - это толпы гуляющих, а также пиво и шашлыки.


Вроде бы все как в любом другом провинциальном городке. Но именно в тихом Архангельске с завидной регулярностью происходит событие уникальное. Единственное в России. В этом году здесь в одиннадцатый раз внимали представлениям Международного фестиваля уличных театров. Были, конечно, в России, особенно в Москве и Петербурге, более масштабные и зрелищные театральные действа, но они прошли и забылись, как любые разовые акции. А вот в Архангельске стараниями руководителя здешнего молодежного театра Виктора Панова фестиваль стал явлением преемственным, со своими традициями. Сюда стремятся приехать из самых разных стран мира.


В прошлом году фестиваля не было. Денег не нашлось. Да и в этом году выделенные Министерством культуры миллион двести тысяч многим злопыхателям не давали покоя - дескать, пир во время чумы. Вот только если праздников не будет вовсе, то останутся традиционные здешние атрибуты: тоска и треска. Хотя треску в магазинах теперь встретишь нечасто, а тоску обильно приправляют водочкой. Действительно, до театров ли тут...


Впрочем, любые сомнения по поводу, нужен фестиваль или нет, рассеиваются бесследно после посещения представлений. И сами горожане, аплодирующие бесчисленным музыкантам, комедиантам и танцующим акробатам, преобразились и стали просто добрыми, славными мужчинами и женщинами, танцующими детьми и благостно хихикающими старушками. Да и пьяных, желающих постучать на барабане или отпустить сальные шуточки вслед блистательным итальянкам на ходулях, было немного, и подобные инциденты не портили общее впечатление.


Сами же артисты - люди непредсказуемые. И поэтому следовать программкам для них крайне сложно. А поклонникам просто надо было не покидать набережную по вечерам (а порой и по ночам). Например, московский театр "Экс" возник без предупреждения и той же ночью показал настоящую огненную феерию. А наутро уехал. То есть тому, кто в это время вышел пройтись, неожиданно повезло. А на следующую белую ночь вдохновленный реакцией публики итальянский театр "Равновесие" провел еще одно непредусмотренное программой выступление.


Представления "Равновесия" являли собой совершенно невиданное зрелище: десять мужчин и женщин, танцующих на ходулях, а также поющих и демонстрирующих сложнейшие акробатические трюки. По признанию самих артистов, на то, чтобы научиться столь грациозно передвигаться на метровых приставках, у них ушло больше двух лет. Они очень хотели приехать в Архангельск, сами оплатили билеты из Италии в Россию, с трудом выкроив свободное время. В Милане, откуда артисты родом, на представлениях много не заработаешь. По мнению специалистов, "Равновесие" сломало традиционное представление об имидже уличных театров. Струящиеся полотнища из пестрого шелка, серебряные маски, макияж, невероятные костюмы превращали архангельскую набережную в венецианский карнавал. А в обычной жизни артисты, будто бы сошедшие с полотен Эль Греко и Боттичелли, не более чем простые учителя, инженеры, студенты и журналисты.


Но если в Италии артистическими способностями много не заработаешь, то во Франции актер - это официальная профессия, а театральных фестивалей не счесть. И в Архангельск приехали сразу несколько коллективов. Хотя французов также несколько удручал вид города, местами напоминающего объекты артобстрела, но они поспешили утешить местных жителей: "Мы были на Кубе и даже в Буркина-Фасо, где люди от голода умирают, так что у вас еще ничего".


Отменно, всегда окруженные командой местных поклонниц, выступали московские музыканты - театр "Пакаvа Ить". Большинству музыкантов нет и тридцати, они много гастролируют по миру, выступают в Голландии, Бельгии, Германии, Франции. Руководитель театра отмечает, что, несмотря на практически постоянные аншлаги, "Пакаvа Ить" в первую очередь - некоммерческий проект и главная идея его проста и доступна каждому - дарить людям радость.


Сопровождала их выступления настоящая старуха Шапокляк, впрочем, не знакомые с персонажем отечественных мультиков французы сочли ее просто безумной дамой, помешанной на театре. В роли Шапокляк с рогаткой в руках и испанской грустью в глазах оказалась Надя из этнического танцевального коллектива "Вирадж". Ей предложили сопровождать "Пaкava Ить" во время визита в Архангельск, а заодно поработать над хореографией музыкальной команды. И Надя создала свой особый, неповторимый образ, запомнившийся многим.


Одним словом, у тех, кто был на фестивале, воспоминаний хватит на долгие зимние вечера, поскольку огненная феерия сменялась африканскими ритмами, показом мод, выступлениями клоунов и мастер-классами по мимическому искусству школы Марселя Марсо.


Архангельск