Главная >> 5 >> 11

Музей: экология и дети

Познание природы


Современная философия утверждает, что человек - существо биосоциальное, а история человечества - продолжение истории природы, что перспективы человечества должны рассматриваться с точки зрения взаимодействия общества и природы. Но поскольку экологическая грамотность значительной массы населения остается, к сожалению, пока еще на, скажем прямо, низком уровне, то многие этого просто не знают и продолжают считать себя хозяевами окружающей природной среды. Ясно, что столь ошибочное мнение, столь пагубный подход к решению проблем бытия пора менять. И, думаю, в первую очередь с помощью просвещения, настойчивой и неустанной пропаганды экологических знаний.


Белгородский государственный историко-краеведческий музей, в экспозиции которого история природы самым тесным образом переплетается с развитием человеческого общества, такую просветительскую работу ведет не первый год. При этом особое внимание уделяется детям с тем, чтобы они уже в раннем возрасте глубоко осознали биосоциальность человека, его неразрывную связь с природой. С этой целью наш музей в тесном содружестве с работниками просвещения разработал и осуществляет на практике несколько образовательных проектов экологической направленности, задача которых на основе общения с природой привить в ребенке зачатки экологической грамотности, культуры.


В частности, в музейной экспозиции и дошкольном образовательном учреждении N 70 - Центре развития ребенка "Светлячок" вполне успешно апробирован разработанный научными сотрудниками музея цикл занятий по экологическому краеведению. На занятиях, которые проводятся как в "Светлячке", так и в музее, дети получают знания о лесах, степях, водоемах, почвах, полезных ископаемых нашего края. Им предоставляется возможность непосредственного контакта с музейными экспонатами: чучелами птиц, животных, натурными экспонатами растительного происхождения, геологическими и палеонтологическими объектами, что всегда вызывает неподдельный познавательный интерес у малышей. Использование игровых моментов, сказочных персонажей активизирует детское мышление, формирует, как мы надеемся, экологически грамотную личность.


Также при поддержке работников образования мы не менее успешно практикуем целый ряд других проектов (думаю, их перечисление не будет лишним, поскольку не исключаю, для кого-то наш опыт окажется хорошей подсказкой). Это музейные уроки по школьным курсам ботаники, зоологии, биологии, географии, экологии, экологический лекторий для старшеклассников и студентов. Это тематические экскурсии, которые несут не только специфическую естественнонаучную информацию, но и направлены на повышение экологической грамотности, на воспитание патриотических чувств. Это программа по курсу "Природа края" для третьих классов, которая рассчитана на один час в неделю и включает в себя все основные темы, рассказывающие о природе края, причем каждая из них заканчивается обобщающим уроком - экскурсией в музей. Кстати, можно рассматривать эту программу и как дополнительную к курсу природоведения - она заметно расширяет знания младших школьников о родном крае, что немаловажно в работе по воспитанию любви к родной природе.


Этой же цели служат ежегодные детские экологические праздники, которые, начиная с 2001 года, стали в нашем музее традиционными. Сначала в рамках выставки "Живое серебро белгородского края", посвященной водным ресурсам Белгородчины и охране ее рыбных запасов, было организовано два праздника "Я и река". Затем на базе выставки "Целебная сила растений" состоялся праздник "Зеленая аптека". По своей сути все эти праздники являются довольно увлекательными состязаниями, которые самым непосредственным образом пробуждают у подрастающего поколения интерес к естественным наукам, к природе.


А в прошлом году музей выступил с инициативой и стал одним из организаторов молодежного геологического фестиваля "Каменный цветок КМА". И именно в его рамках при поддержке главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Белгородской области, управлений образования администраций области и г. Белгорода, БелГУ, других организаций и предприятий состоялся областной конкурс студенческих и школьных проектов по проблемам геоэкологии КМА. Примечательно, что участие в нем приняли практически все районы. Около ста проектов было прислано в оргкомитет конкурса. Также в рамках фестиваля в Белгородском государственном университете при непосредственном участии научных сотрудников музея был подготовлен и проведен молодежный геологический форум "КМА: история, экология, экономика", где выступали молодые ученые, студенты, школьники. В музее открылась выставка "КМА - подземная кладовая края", прошли два больших детских праздника под названием "Турнир юных знатоков-геологов". И надо отметить, что, несмотря на довольно сложную геологическую тематику, все мероприятия фестиваля вызвали у белгородской молодежи неподдельный интерес.


Очередным, по сути новым, шагом в эколого-просветительской деятельности музея стал состоявшийся в сентябре 2003 г. в рамках выставки о народных промыслах России "Умелых рук красы творенье" фольклорно-экологический праздник "Осень - перемен восемь". Русский земледельческий календарь, народные пословицы и поговорки, песни, костюмы, промыслы и ремесла - словом, вся русская народная культура неразрывно связана с природой. И мы убедились на этом празднике, что дети гораздо тоньше взрослых чувствуют связь человека с природой - они не только с азартом играли, отгадывали народные загадки, рассказывали о сезонных изменениях в природе, но и пели экологические частушки собственного сочинения.


Не менее ярким, зрелищным был и праздник "Птичий карнавал", состоявшийся 1 апреля нынешнего года - в Международный день птиц. Воспитанники шести детских садов в нарядных костюмах маленьких воробышков, зябликов, ласточек пели, танцевали, играли, отвечали на трудные вопросы конкурсной программы. "Дети и воспитатели были счастливы" - именно такая запись появилась в книге отзывов музея по окончании праздника.


Совершенствуя свою эколого-просветительскую деятельность, музей в сотрудничестве с БелГУ организовал и провел две викторины в форме брейн-ринга для старшеклассников Белгородского и Яковлевского районов: "Почвы" и "Мир птиц". Школьники из близлежащих к городу сел и поселков с азартом готовились к викторинам и демонстрировали в музее блестящие знания по географии и биологии. Важно, что такие викторины стимулируют познавательную активность старшеклассников.


Последние четыре года одним из направлений эколого-просветительной работы музея являются встречи в клубе "Заповедь", объединяющем учителей биологии, географии и экологии, студентов и школьников. Клуб дает возможность получать объективную информацию о состоянии окружающей среды от специалистов природоохранных ведомств, а также встречаться с удивительными людьми, искренне любящими природу.


Бесспорно, что общение с живой природой быстрее других методик делает человека грамотнее в экологическом плане. На пешеходной экскурсии "В гости к зеленому другу" по прилегающему к музею парку в течение часа научные сотрудники музея знакомят экскурсантов с основными породами деревьев, кустарников, травянистыми растениями, встречающимися на территории парка и размещенными в музейной экспозиции.


Практикуем мы и выездные экскурсии по заповедным местам Белогорья. Словом, делаем все возможное для того, чтобы взрослые и дети как можно шире и глубже знакомились со сказочно живописной природой родного края, чтобы научить их бережно обращаться с нашим основным богатством - Природой. Научные сотрудники музея стремятся к постоянному совершенствованию форм и методов работы по экологическому просвещению и особенно - для подрастающего поколения белгородцев. Но всегда, в любых случаях мы исходим из наставления великого учителя В. А. Сухомлинского: "Познание Природы должно быть пронизано радостью!".