Главная >> 5 >> 11

ИСКУССТВО ОБОЛВАНИВАТЬ

Итальянцам показали русскую агитку


В римском палаццо Броски, где находится городской музей, открылась выставка "Утопия видения. Советский фотомонтаж. 1917-1950 гг.". Более 100 уникальных произведений привезены в итальянскую столицу Московским домом фотографии в сотрудничестве с Российским государственным архивом литературы и искусства и Музеем кино. Корреспондент "МК" побывала на вернисаже и убедилась: нам еще есть чем удивить Европу.


Палаццо Браски расположено посередине между двумя идеологическими столпами - древнеримским Капитолием и католическим Ватиканом. А вот резиденция Бенито Муссолини в эту фигуру не вписалась. И это символично. Не поняли европейские диктаторы всей прелести фотомонтажа как средства "оболванивания" душ, за что и поплатились во Второй мировой войне. Зато уж наши были намного сообразительней.


Первым фотографии в качестве элемента коллажа стал использовать поэт-футурист Алексей Крученых. Он составлял фотошаржи на своих же друзей-футуристов, поэтов, художников. Его идею подхватили Александр Родченко, Эль Лисицкий, Варвара Степанова...


"Все, что показывается на выставке, лишь вершина айсберга, - поделилась с нами ведущий сотрудник РГАЛИ Елена Гаспарова - Сам же фотомонтаж как жанр в самом начале изучения. Только в нашем архиве есть целые альбомы Густава Клуциса, Эль Лисицкого, более ста альбомов Крученых, посвященных Пастернаку и всему цвету футуризма - Бурлюку, Розановой. Крученых использовал для своих фотомонтажей все, даже просил друзей: не выбрасывайте фантики от конфет. Представляете, фантики, а рядом - автограф Пастернака!"


"Фантики" закончились быстро. Уже в середине 20-х годов идеологи советской власти поняли всю полезность фотомонтажа для обработки народных масс. Ярко, доходчиво, понятно самому безграмотному, и главное - можно тиражировать. И уже Родченко изображает Маяковского с паспортом на фоне Нью-Йорка: "Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза". "Дети всего мира читают книги Ленина" - радостно издательство "Детская литература" на фоне чудных здоровых советских детей. "Весело, радостно прошел первый ночной карнавал в Центральном парке культуры и отдыха..." - вещает агитка, правда, уже 1936 года выпуска. Не страна, а сплошной праздник. Печатные органы быстро схватывают идею, и как самые настоящие произведения искусства выглядят обложки "Советского экрана", для которого изумительно работал актер и художник Петр Галаджев А журнал "СССР на стройке" и вовсе состоял из одних фотомонтажей.