Главная >> 5 >> 11

ЗАВОЮЕМ РОССИЯН, ЗАВОЮЕМ И МИР

"Зачем ехать в Нижний?" - так называлась статья директора известной турфирмы "Роза ветров" Марии Свиридовой, опубликованная в "Бирже" 31 мая. Автор поделилась с читателями своими соображениями о том, как сделать туризм полновесным сектором нижегородской экономики. Статья Свиридовой вызвала многочисленные отклики, часть которых была опубликована 15 июня под общей "шапкой" "Куда дует ветер странствий". Напомним, Мария Свиридова говорила о проблеме неизвестности Нижнего, о необходимости единой пиаровской политики в продвижении города как притягательного для туристов центра, о том, что подзабыли мы свое купеческое прошлое, а именно оно и могло бы стать нашей "изюминкой". Речь шла и о комплексном подходе к строительству гостиниц и парковок для туристических автобусов, о лицензировании и о более активном привлечении профессионалов к участию в программе въездного туризма.


Сегодня продолжение разговора. За круглым столом в фирме "Турист" ее директор Наталья ТУМАНОВА, экскурсоводы Татьяна КОВТУНОВА и Галина ФИЛИППОВА, менеджер Ольга КРОПОТОВА, а также - отклик на наши публикации областного министра экономики Галины КУЗЬМИНОЙ.


О БЕЗОПАСНОСТИ


Н. Т. На мой взгляд, моя коллега Мария Свиридова в основном акценты в материале "Зачем ехать в Нижний?" расставила правильно. Но считаю проблемой N 1 резкое сокращение приезда иностранцев в Россию, и в наш город в частности.


Ключ проблемы - безопасность. Во многих странах публикуются списки государств, которые посещать не рекомендуется, и законопослушные граждане ими руководствуются. Да, взрывы и террористические акты происходят во многих странах, но только российские СМИ рассказывают о них и показывают в таком объеме, что люди боятся ехать к нам.


Вот факт. У нашей фирмы была договоренность о приезде группы богатых американских инвесторов. Все было готово для их приема. За неделю до приезда произошел теракт на спектакле "Норд-Ост". Никто не приехал...


О. К. Другая сторона безопасности. Когда мы принимаем иностранцев, наши работники буквально ходят по пятам за грузчиком на вокзале. В гостинице один наш работник встает у лифта, который подает вещи вверх, другой стоит у дверей на этаже, где вещи выгружают. Не дай бог что пропадет. Какой образ России останется у зарубежных гостей и Нижнего Новгорода, да и у соотечественников?!


О БРЭНДЕ НИЖНЕГО


Н. Т. Как стать действительно третьим городом после Москвы и Санкт-Петербурга? На мой взгляд, только упоминание Нижнего Новгорода на государственном уровне делает город известным. Вспомните, сослали Андрея Сахарова в Горький. Тогда при упоминании г. Горького за границей сразу произносили: Сахаров - и наоборот. Ушел со слуха Андрей Сахаров - забыли и о Горьком. Когда Бориса Немцова знали в мире как самого молодого губернатора - автора экономических реформ, был интерес и к Нижнему Новгороду. Сейчас, увы, нет ярких личностей, связанных с нашим городом и известных в мире. Нет брэнда Нижнего. Провинциальному городу очень трудно выйти на международную арену.


Именно поэтому надо использовать любую возможность упоминания нашего города на федеральном уровне. Я имею в виду юбилейные даты, связанные с нашими знаменитыми земляками, когда о них много говорят на центральных каналах телевидения. О 100-летии со дня рождения Валерия Чкалова вещали на всех основных телеканалах. И интерес к личности легендарного летчика, к Нижнему Новгороду повысился.


Чуть раньше мы могли убедиться в этом в связи с 200-летием со дня рождения Александра Пушкина, когда и дорогу в Большое Болдино, и гостиницу построили. Совсем недавно страна отметила юбилей писателя Аркадия Гайдара, и мы с успехом проводили экскурсии в Арзамасе. Если Нижегородская область и Нижний Новгород будут активно участвовать в федеральной рекламе, как туристические объекты они много приобретут. Надо, выстраивая календарь знаменательных дат, заранее губернатору или мэру напомнить, как та или иная дата важна в истории страны. А уж нижегородские туристические фирмы благоприятными обстоятельствами активно воспользуются, обновляя к юбилеям прежние и создавая новые экскурсии.


Т. К. Добавлю, что в 2005 году исполняется 400 лет со дня рождения патриарха Никона, который провел церковные реформы, вызвавшие раскол и такое явление, как старообрядчество. А родина Никона - деревня Вильдеманово. Глава старообрядчества и первый русский писатель протопоп Аввакум - другой наш великий земляк. Все это - заметные имена, а их деятельность - вехи в истории России. Кто из нижегородцев ездит в места, связанные с этими неординарными личностями?! А если правительство Нижегородской области, как говорится, даст сигнал, начнется раскрутка в регионе...


Н. Т. Вот спроси сейчас любого нижегородца, какое слово сразу возникнет в памяти при упоминании Самары. Уверена: назовут аквапарк. А Великий Устюг? Конечно, скажут, что это родина Деда Мороза. Не говорю о Рио-де-Жанейро, потому что мгновенно всплывает слово "карнавал". У Нижнего Новгорода нет такого рода брэнда. Но ведь и в Рио-де-Жанейро тоже когда-то все началось с "междусобойчика". Надо создавать этот брэнд. Может ли им стать театрализованное действо из купеческой жизни?


О СОБЫТИЙНОМ ТУРИЗМЕ


Т. К. Его в "Бирже" от 15 июня предлагает, например, фирма "Бимар-тур". И мы предлагали это еще лет десять назад. Но как, скажите, провезти гостей к купеческим особнякам на пролетке по нашим узким улицам старого города, да еще заполненным современным транспортом?! Это вариант для одного-двух визитеров, а как осуществить этот замысел для группы даже не в 40, а в 20 человек? Проезд по нашим улицам - тоже проблема, о которой надо говорить специально.


Н. Т. Я была участником театрализованного действа в Англии, где мне выпала роль жены лорда. Действо организуется всегда в одном и том же ресторанчике, в который привозят всех туристов. Каждому из них поручают роль и подают на стол еду на деревянном блюде. Потом постоянные участники действа в костюмах, среди них король и королева, показывают то, как жили в доме лорда, например, век назад. Туристы в этом двухчасовом действе играют свои роли. Это было очень интересно. Мы отобедали, выпили сидра и отправились дальше.


Т. К. Костюмированное зрелище с песнями и хороводами можно посмотреть у нас в музее быта на Щелоковском хуторе. Там и чаем с мятой напоят, и на бричке прокатят. Костюмированное действо предлагает и филиал Краеведческого музея в кремле.


Н. Т. На мой взгляд, элементы подобного действа есть в ресторане "Купеческий". И они производят впечатление. Швейцар с окладистой бородой, в специальной одежде того времени, не говорю уж о возрожденных по старинным рецептам блюдах из купеческого быта - все это привлекает внимание. Наверное, этот ресторан мог бы стать постоянным местом для заключительного аккорда из театрализованной жизни нижегородских купцов.


Во всяком случае Москва сейчас активно раскручивает театрализованное зрелище "Масленица". Это уже событийный туризм, к которому надо приучать людей не один год. И, наверное, то, что город и полпредство продвигают Нижний праздниками в честь Дня России и Дня города, в какой-то степени подготавливает нижегородцев к событийному туризму. Но к нему надо подготовить и инфраструктуру города.


О ДОРОГАХ


Т. К. Действительно, не проблема составить сценарий театрализованного действа из купеческой жизни: мой 25-летний стаж работы экскурсоводом и неменьший моей коллеги Галины Филипповой позволяют это сделать. Но реализация замысла зависит не только от нас, но и от состояния, в частности, дорог города. Я говорю и о качестве шоссейного полотна, но больше о том, что самые интересные с точки зрения туризма улицы, в частности Ильинская, Верхне-Волжская набережная, очень узкие. Мы получили у ГИБДД разрешение проезжать по Рождественской и ВерхнеВолжской набережной на больших туристических автобусах. Так другая беда: не можем воспользоваться этим разрешением, потому что водители ставят личные и служебные легковые


автомобили как заблагорассудится: вкривь, вкось, чуть ли не на середину улицы - так что проехать на автобусе невозможно. Неужели ГИБДД не может призвать автомобилистов к порядку?!


Н. Т. Да, ГИБДД сделала для нас доброе дело: мы можем проезжать по ул. Рождественской и Верхне-Волжской набережной на экскурсионных автобусах. Но когда мы попросили их довести дело до конца: на точно определенный период времени освободить эти улицы от паркующихся машин, ГИБДД посчитало, что мы хотим слишком многого. А почему? Туризм для города в конечном счете такое же производство, как любое промышленное предприятие. Просто мы хотим, чтобы наше производство было прибыльным для Нижнего Новгорода, чтобы оно стало сектором экономики, ради чего, собственно, наша коллега Мария Свиридова и затеяла в "Бирже" разговор о проблемах туризма. Для решения этого вопроса мы дадим ГИБДД все необходимые графики и расписания прибытия теплоходов, на которых приезжают в наш город гости. Проблема вроде мелкая, а решать ее надо на самом высоком уровне.


О ГОСТИНИЦАХ


О. К. Делаю по просьбе потенциального заказчика калькуляцию пребывания группы в Нижнем Новгороде, и каждый раз слышу возмущение: да в вашем городе цены за проживание выше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Все подчеркивают: Нижний - очень дорогой город.


Н. Т. Из-за этого половина работы проходит впустую. И запросы есть, и желание побывать у нас есть, а цены не устраивают. Конечно, влияет и то, что в городе цена аренды земли очень высока.


Мы страдаем даже не из-за отсутствия гостиниц, а из-за отсутствия гостей. Нижегородские гостиницы загружены лишь в определенные периоды, когда проходят крупные научно-промышленные форумы. Дай бог загрузить "Октябрьскую", "Волжский откос" и "Нижегородскую". Другое дело, что и эти гостиницы, если они заинтересованы в загрузке, должны предоставлять скидки. А директора гостиниц идут на них с большой неохотой. Но даже и со скидкой цены бывают не адекватны уровню услуг.


Не решат проблемы и маленькие частные гостиницы, они в Нижнем Новгороде есть. Среди них - "Никола-хауз", "Сергиевская", "Берег", "Жук Жак", "Стригино", гостиница Нижегородской ярмарки... Они очень дорогие. Маленькие гостиницы, как вообще все маленькое, самые дорогие.


Т. К. Да и чем меньше группа, тем она дороже обходится. И даже если малые гостиницы не заполнены, большие группы расселять в них неудобно - и собирать туристов сложнее, и дорого.


Н. Т. Гостиница "Нижегородская" после реконструкции хочет стать четырехзвездной. Как говорится, зеленый свет. Но почему хотя бы один этаж не сделать туристического класса, то есть с приемлемой для путешественников ценой. Пусть в этих номерах не будет шикарной мебели и сантехники, как на этажах повыше, но все будет достойно и чисто. Тогда варианты размещения у самой же гостиницы будут разные, и выгоды на этом она не упустит.


О РЕКЛАМЕ, ЭКСКУРСИЯХ И ЭКСКУРСОВОДАХ


Т. К. Чтобы воскресить интерес к родному городу, а значит и к экскурсиям, прежде всего самих нижегородцев, нужна реклама. Подчеркиваю - не туристических фирм, а города. Думаю, в любой телевизионной рекламе должен быть образ города, элементы его истории. Нечто вроде сериала социальной рекламы.


На нижегородском радио существует немало передач об истории города. Почему бы в них не поставить акцент несколько иначе: не просто история города, а история, которая сохранилась в городе?


Г. Ф. Меня лично настораживает такое явление. Приезжают в наш город группы из Владимира, Саранска, Мурома, Пензы и не берут наших экскурсоводов. Я выясняла почему. Коллега отвечает: слушала ваших экскурсоводов, почитала книги и теперь сама могу. Меня это поражает: мы готовим экскурсоводов сначала месяцами, потом годами. С каждым годом любой из нижегородских гидов наращивает свои знания и опыт. А тут за неделю, считает, стала специалистом. Из-за 10-20 рублей экономии на каждом человеке снижается качество экскурсий. Кто-то должен в Нижнем Новгороде этому противостоять. В Суздале такого "пиратства" не допускают.


Т. К. В Москве соответствующий отдел мэрии этому противостоит. Известен анекдотичный факт, когда одна из фирм-однодневок вела экскурсию в Муроме и не рассказала об Илье Муромце. Вот обратная сторона погони за удешевлением экскурсий.


Н. Т. У нас в Кремле экскурсовод может говорить, что хочет, никто не проверит качество экскурсии. Только сама фирма, дорожащая своим именем, следит за качеством работы экскурсовода. Права коллега Мария Свиридова, поставившая вопрос о том, что лицензирование экскурсоводов обязательно. Права и Лилия Дымченко, требующая лицензирования для фирм. И проводить его должны представители исполнительной власти.


Я лично считаю, что Нижний Новгород сначала должен привлечь к себе внимание россиян. Если завоюем рынок столичных туристических фирм, они нам и иностранцев привезут. Решим те проблемы, о которых мы говорили - сумеем привлечь соотечественников.