Главная >> 5 >> 11

ПЕРМСКАЯ МОДА НЕ ПРОДАЕТСЯ

Праздничным карнавалом одежды стал фестиваль "Бриллиантовая булавка". А что из показанного будут носить, увидим позже.


Как вы относитесь к лошадям, скачкам, ставкам на породистых рысаков, фильму "Фаворит"? Если вы не относитесь к первым, равнодушны ко вторым, не увлекаетесь, соответственно, третьим и никогда не смотрели детище Гэри РОССА, то это ровным счетом ничего не значит, потому что речь пойдет не о тонкостях в отношениях с четвероногими скакунами. В Перми завершился VIII Международный фестиваль моды "Бриллиантовая булавка".


Обладательница главного приза (статуэтки из серебра и платины, изготовленной дизайнером-ювелиром Алексом СОЛДИЕРОМ) - коллекция "Фаворит" Елены КОРОЛЕВОЙ. Она выполнена в "жокейском стиле" и, по словам Королевой, "подстегнута" одноименной картиной, недавно вышедшей на экраны. У мужских и женских брюк с внешней стороны модельер нарастила "уши"-галифе, верх усложнила по крою, использовав обильные мягкие складки, намотала объемные шелковые палантины розово-лазоревых тонов (иногда в сочетании со шкурой песца или чернобурки), эффектно выделив их на светло-сером фоне основного костюма. После награждения за кулисами у Королевой уже спрашивали: "Научишь нас, как носить галифе? "


Фаворит "Булавки" - коллекция молодежная, по духу буржуазно-аристократическая, ориентированная на интеллектуалов. Легкий шик, элегантность, унисекс. "Фаворит" оказался первым благодаря продуманности, выдержанности идеи, дизайнерской смелости, эффектности и адекватности требованиям времени.


Ближе к торговле


"Бриллиантовая булавка" - явление уникальное в пределах России. Специально к фестивалю дизайнеры готовят коллекции без привязки к предстоящему сезону. Поэтому больше всего этот фестиваль похож на карнавал, модные тенденции по нему никто не отслеживает, в то время как большинство современных показов сориентированы на конкретный сезон. И не случайно. Представитель гильдии фэшн-журналистики Уральского комитета "МЕДИАСОЮЗ" и редактор отдела моды журнала "Стольник" (Екатеринбург) Владимир ГРИДИН, который уже не в первый раз приезжает на "Бриллиантовую булавку", говорит, что дизайнеры не адаптируют свои идеи к реальной жизни. По большому счету, все творчески самовыражаются, но никто не хочет продать свою коллекцию. Мода в Перми - до сих пор светское мероприятие, элемент культуры. Короче говоря, шоу-бизнес. Но для самих дизайнеров фестиваля было бы куда


престижнее и полезнее развивать модную индустрию - так, чтобы после показа какой-нибудь модный магазин тут же заказал энное количество платьев, а дизайнер в положенный срок их изготовил.


Но, к сожалению, "продажность" коллекций - дело по-прежнему сомнительное. Специалисты скептично-единодушны: закупать одежду в Китае или Турции стоит дешевле, чем шить ее здесь. Логично было бы продолжить о поддержке малого и среднего бизнеса, но поскольку в Перми "вливания" происходят только на словах, то судьба развития легкой промышленности (или индустрии моды) - дело неопределенного будущего.


Ирина ФИЛИЧКИНА, руководитель школы моды "МиФ":


- Пока у Пермской области есть газ, нефть, вишерские алмазы, в легкую промышленность денег вкладывать никто не будет. Мы и так неплохо живем. Впрочем, очередная "Булавка" состоялась и цели свои выполнила: победители названы, праздник устроен, несмотря на недостаточно высокий уровень коллекций в целом. Об этом говорят члены жюри.


Марина ТИМОФЕЕВА, доцент кафедры дизайна костюма Омского института сервиса:


- Раньше в Перми была только школа пальто, сейчас, наконец, появились настоящие коллекции одежды. Однако на фестивале в этом году мы, к сожалению, увидели достаточно однообразную одежду. Мне кажется, что клиенты Домов моды, участвовавших в конкурсе, заслуживают более смелых и оригинальных идей. Но, как и во всяком показе, встречаются моменты более и менее удачные.


Владимир Гридин:


- Несмотря на то, что присутствуют интересные находки, общее впечатление таково: дизайнеры не прорабатывают мысль до конца, коллекции получаются разорванными, эклектичными, иногда с элементами эпатажа. Если несколько лет назад было много авангардных коллекций, то сейчас доминирует стиль легкого порно.


Вроде бы дизайнеры имеют доступ к фэшн-журналам, фэшн-каналам, но у меня не возникает ощущения, что вся эта информация как следует проанализирована. Дизайнеры пытаются найти свой путь, но часто выбранное направление оказывается ошибочным.


Донис ПУПИС, дизайнер Модного Дома Nina&Donis:


- На мой взгляд, многие конкурсанты "Булавки" показали сырые, непродуманные и поэтому слабые коллекции. Во многих из них просто отсутствует единая тема. Поэтому мы увидели не коллекции как таковые, а модный карнавал одежды. Кстати, Nina&Donis - очень известный московский Дом, существующий в модном бизнесе уже почти 10 лет, пару лет назад возглавлявший рейтинг российских модельеров и представляющий свои коллекции класса pret-a-porter de luxe, участвовал в "Булавке" в качестве гостя и показал свою коллекцию pret-a-porter "Весна-лето 2004". Многие тут же отметили, что фестиваль вместе с приглашением этого Модного Дома приобрел стильность и свежесть. В представленной серии создатели Дома Нина НЕРЕТИНА и Донис Пупис адаптировали к современности индустриальный костюм 20-х годов прошлого века и развили три темы: фартуки, круги (горох) и конструктивизм (рубленые и довольно простые линии). К этому следует добавить авторскую иронию стилевых приемов - скрытую сексуальность, гипертрофированную женственность силуэтов, "грубый" шарм. В этой коллекции у Nina&Donis если тема фартука присутствует, то завязок-бантов будет много (и еще они переберутся в таких же больших количествах в прически моделей). Агрессивные женщины-горничные выходят на подиум, как будто забыв снять фартук, более того, повязав на один другой.


Говорите, все это будет носиться?


Все номинации, заявленные в конкурсной программе фестиваля, нашли своих обладателей, кроме "Детской одежды". В номинации "Авангард" диплом присужден студенткам школы моды "МиФ" Екатерине ЖИВИЦЫНОЙ, Ирине СУББОТИНОЙ, Наталье КОРОТЕНКО за концептуальную коллекцию "Уязвимая планета". Модели напоминали шахидок - перемотанные будто перепачканной землей тканью, медицинскими бинтами, сковывающими движения. Образ планеты-матери передается то сферой-животом беременной женщины, которая внутри совершенно пуста, то грудной клеткой модели, заключенной в сферу-глобус.


Три главных приза достались Ольге ПОНОМАРЕВОЙ ("Красота возвращается..."), Елене ЗУБКОВОЙ ("Небо. Самолет. Девушка") и дуэту Ирины АНДРИЯНОВОЙ и Елены ХИСМАТУЛОВОЙ ("Пока мужчины на футболе"). Практичная коллекция Ольги Пономаревой в стиле гламур-шика навеяна книгой Александра ВАСИЛЬЕВА (который, кстати, председательствовал на нынешней "Булавке") "Красота в изгнании". Это женственные платья, где полупрозрачная ткань с цветочным рисунком сочетается с натуральным мехом, манто из песца, соболя, шиншиллы оформляются кожей, органзой и кружевом.


Коллекция Елены Зубковой довольно феминистична по настроению. Свекольные тона помогают очень точно передать жесткий, индустриальный стиль.


Смысл "футбольной" коллекции можно описать следующим образом: пока мужчины на футболе, дамы предпочитают облачаться в мужские костюмы и элегантные шортики. Всем известно женское пристрастие носить мужскую одежду. Коллекция игривая, ироничная и с ног до головы гиперсексуальная. Ее главные элементы: элегантный пиджак на голое тело (естественно, с соблазнительно низким вырезом), гипюровые детали костюма и миниатюрные сумки-кошельки - в качестве аксессуаров.


Многое из этих коллекций-победительниц тут же хочется надеть. Только вот где и когда все это можно будет приобрести? И это сегодня реальная проблема.


Александр ВАСИЛЬЕВ, председатель жюри фестиваля "Бриллиантовая булавка-2004", аналитик моды, основатель Школы театрального костюма в Париже


- В последние годы во всем восторжествовали буржуазные ценности. Покупателя непрерывно призывают тратить больше денег, одеваться богаче, носить вещи фирменные. В поддержании такого интереса огромное значение играет, конечно, реклама. Полистайте журналы Vogue, I'Officiel, Harper's Bazaar, и вы увидите, какое количество рекламы выплеснуто на русский рынок. Статей там очень мало. Достаточно сказать, что издательство "Конденаст" среди лидеров своих журналов выбрало русский Vogue как основной "локомотив" всех изданий, которые выходят во всех странах мира. Это обосновано тем, что русское издание приносит наибольший доход. Иными словами, большинство журналов сегодня издается для русских покупателей.


Сегодня в мире моды и бизнеса есть два города, куда направлены "алчные" взгляды всех людей планеты, которые занимаются индустрией моды. Это не Париж, Милан или Лондон. А Шанхай и Москва. Центр потребления моды явно двинулся на восток, и мода, которая раньше считалась очень западной, стала немного восточной. Иракская нефть сейчас на Западе не продается, поэтому все стали искать других поставщиков. Одним из главных стала Россия.


Россия, как говорят специалисты, "посаженная на нефтеиглу", ведет потрясающий образ жизни. Яркий пример. Этой зимой во французском горнолыжном курорте Куршевеле побывало 30 тысяч русских туристов (и это со всеми сложностями получения французской визы! ). Вот эти 30 тысяч состоятельных русских - ни много ни мало - и есть главные потребители всего того, что печатает Vogue, I'Officiel, Harper's Bazaar... Не удивительно, что эта буржуазная тенденция настолько переменила отношение к русским клиентам, что в Западной Европе официанты выучились говорить по-русски, в Ницце и на Майорке напечатали русское меню. А сами клиенты из России покупают за большие деньги метрдотелей в понравившихся им отелях, чтоб привезти в свои резиденции в Сибирь, на Урал, в Подмосковье или Казахстан. Россия - страна диких, черных денег. Они очень прельщают Запад.


Поэтому многие итальянские, французские Дома моды делают коллекции с учетом спроса буржуазного клиента из России.


А что это за вкус? Это вкус восточный. Россия предпочитает украшения, она никогда не любила минимализм, который был в моде совсем недавно. России не нравилась простота, ей необходим декор: шуба с фестонами, каблуки со стразами, носы с позолотой, сумки с вышивкой, очки с прозрачностью, бриллианты не менее пяти каратов. Зачем мелочиться? !


Подробнее о тенденциях современной моды и взглядах Александра Васильева - в следующем номере "Пермского обозревателя".