Главная >> 5 >> 11

Эрмитаж + Маринка

В прошлом веке, в апреле 1997 года, в Эрмитажном театре состоялась пресс-конференция. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский зачитал для начала заметку из какой-то бульварной газетки. С изумлением слушали журналисты о том, что Эрмитаж, желая поправить свое финансовое положение, открыл в Тронном зале ночной клуб. И там ночью при участии знаменитых диджеев и при большом стечении молодежи (многие из которых были в Эрмитаже впервые) состоялась грандиозная дискотека. Теперь в Тронном зале, а также в Рыцарском танцевать по ночам будут регулярно. А вырученные деньги пойдут на реставрацию...


Заметка оказалась первоапрельской шуткой. Но в ней была доля правды. Ибо 7 апреля 1997 года Михаил Пиотровский представил новую программу Государственного Эрмитажа - "Эрмитажная академия музыки", а 13-го в Георгиевском зале в исполнении эрмитажного оркестра "Санкт-Петербург Камерата" прозвучала оратория Йозефа Гайдна "Сотворение мира". Была разработана программа концертов, которые с тех пор стали звучать в залах музея.


В июне 2001 года музыка выплеснулась за пределы Зимнего дворца. 26 июня 2001 года в Большом парадном дворе Зимнего дворца в исполнении нескольких сотен музыкантов прозвучала оратория Кшиштофа Пендерецкого "Семь врат Иерусалима". А 28 июня грянула Девятая симфония Людвига ван Бетховена, которая завершила первый международный фестиваль "Tuba mirum", задуманный и проведенный Эрмитажной академией музыки.


С тех пор в белые ночи регулярно проводится фестиваль "Музыка Большого Эрмитажа". В этом году фестиваль отмечает первый юбилей - пять лет. Концерты состоятся 29 июня и 1 июля. О том, какие сюрпризы ожидают публику, рассказывает генеральный продюсер фестиваля Мария МУСИЕНКО.


- В чем уникальность вашего фестиваля?


- Наш фестиваль - самый большой в Санкт-Петербурге по масштабу. В Большом парадном дворе Эрмитажа помещается партер на 1500 мест. Прибавьте к ним примерно 5000 зрителей, купивших входные билеты... Аудитория огромна, и мы стараемся искать новые формы концертов, которые были бы интересны и утонченным эстетам, не мыслящим свою жизнь без Филармонии и Мариинки, и неофитам, которым только предстоит открыть для себя классическую музыку. Из года в год мы готовим разные программы. Ни один исполнитель не выступает у нас дважды (за исключением дирижера Саулюса Сондецкиса, руководителя оркестра Государственного Эрмитажа).


В 2003 году наш фестиваль назывался "Карнавал в Северной Венеции". В Большом парадном дворе звучала классическая итальянская музыка. Среди публики бродили актеры в костюмах из фильма Александра Сокурова "Русский ковчег". Были приглашены две оперные дивы - Любовь Казарновская и Катя Риччарелли. В прошлом году мы объединили различные жанры искусства, представив публике не только старинную итальянскую оперу Сарти, но и две музыкально-театральных мистерии, в которых приняли участие Сергей Маковецкий, Юрий Шевчук и Дина Корзун.


- Чем порадуете в этом году?


В этом году концерты традиционны по содержанию, но необычны по форме. Приглашены лучшие оркестры и солисты России. Среди гостей - всемирно известный камерный оркестр "Виртуозы Москвы", который объединится вместе с оркестром Государственного Эрмитажа.


29 июня в концерте "ЧАЙКОВСКИЙ-ГАЛА" оба оркестра под управлением Саулюса Сондецкиса исполнят фрагменты из симфоний и балетов Петра Ильича Чайковского, в том числе отрывки из оперы "Евгений Онегин", балетов "Лебединое озеро" и "Щелкунчик", Четвертой и Шестой симфоний. Сенсацией этого вечера станет участие в нем выдающегося молодого музыканта-виртуоза Сергея Накарякова, который исполнит "Вариации на тему рококо", написанные Чайковским для виолончели, на трубе.


Второй концерт, который состоится 1 июля, объединит два всемирно известных петербургских бренда - Государственный Эрмитаж и Мариинский театр. В исполнении 420 музыкантов, огромного хора и солистов прозвучит Реквием Гектора Берлиоза. За дирижерским пультом будет стоять Валерий Гергиев.


- Выходит, вы не расцениваете Гергиева и его фестиваль "Звезды белых ночей" как конкурента, а, напротив, привлекаете его на свою сторону?


- Мы не пытаемся конкурировать с гергиевским фестивалем. Это все равно, как если бы "Запорожец" пытался обогнать "Ягуар". У Эрмитажа и Мариинского театра давние дружеские отношения. Музыкальных фестивалей в Петербурге в белые ночи проводится немало - "Звезды белых ночей", "Дворцы Санкт-Петербурга", "Большой вальс", наш фестиваль... Здесь стоит говорить не о конкуренции, а о совместной работе, об объединении усилий, о просвещении публики. Но наш фестиваль обладает уникальной особенностью - он проводится на открытом воздухе. Здесь все работает на создание праздника - свет белых ночей, барочная архитектура Зимнего дворца, музыка.


- Уже второй год на фестивале исполняются произведения Гектора Берлиоза. Это случайность или кто-то из организаторов испытывает к этому композитору особое пристрастие?


- В этом году в Эрмитаже после реставрации открываются залы французской живописи. Исполнение произведения великого французского композитора - весьма уместное дополнение этого события. Кроме того, это был выбор Валерия Гергиева.


- Немного о прозе жизни - цены на билеты.- Мы стараемся придерживаться демократичной ценовой политики, но при этом, конечно, должны думать и о коммерции. Цены на билеты - самые разные. Если входной билет стоит 150 рублей, то кресла - от 300 до 3000 рублей.


- Концерты начинаются поздно - в 22 часа. Видимо, это означает, что посетить их могут только люди, у которых есть собственные автомобили.


- Вовсе нет! Все продумано до мелочей. Концерты идут без антракта и заканчиваются в 23 часа 30 минут. Метро же - рядом.


- И традиционный вопрос - творческие планы.


В следующем году, когда во всем мире будет отмечаться 250 лет со дня рождения Моцарта, мы предполагаем посвятить фестиваль именно его творчеству. Возможно, в концертах примет участие Владимир Спиваков, а также актер из Голливуда.