Главная >> 5 >> 11

Антиформалистический юбилей

Концерты к 25-летию "Виртуозов Москвы"


Государственный камерный оркестр "Виртуозы Москвы" отметил 25-летие двумя концертными вечерами в Большом зале консерватории и Светлановском зале ММДМ.


"Виртуозы" отмечали юбилей в Москве дважды, и дважды Владимир Спиваков и его музыканты продемонстрировали редкий и особо ценный в наши дни талант, проявляющийся в четком понимании, зачем и, главное, для кого составляется программа. Готовясь к выступлениям на столь разных концертных площадках, маэстро Спиваков сделал ставку сразу на две составляющие своего оркестра - собственно музыкальную ("Виртуозы Москвы" уже четверть века пользуются заслуженной славой ведущего камерного коллектива страны) и шоу-развлекательную (немаловажная часть имиджа самого маэстро и его компании). И в том и в другом случае обмануть ожидания разномастной и многомиллионной (с учетом радио- и телетрансляций) аудитории означало бы "провалить" юбилейные мероприятия. Не допустить подобного исхода, поддержать реноме, а заодно и порадовать неожиданными (или наоборот - ожидаемыми?) приятными сюрпризами (вся подготовка держалась в строжайшей тайне) и стало главной задачей, с которой "Виртуозы" справились как нельзя лучше.


В обоих случаях от традиции многочасовых заседаний с зачитыванием поздравительных адресов мучительными для зрителей долгими речами и выносом цветов, отказались, выстроив программы без длиннот и строго по нарастающей.


Первое отделение концерта в консерватории было сугубо итальянским и очень виртуозным. Симфония Луиджи Боккерини "Дом дьявола" и Соната Россини (кстати, специально выученная и впервые исполненная оркестром в этот вечер) призваны были продемонстрировать высочайший профессиональный уровень исполнителей, что и удалось в полной мере: живая нервная пульсация, но без суеты, прекрасная сыгранность, выверенность темпов и динамических оттенков в точно выбранных небольших, но выигрышных для инструменталистов произведениях произвели самый выгодный эффект. Эффект еще более усилился после того, как к "Виртуозам" присоединился уникальный трубач Сергей Накаряков, безукоризненно исполнивший сложнейшие вариации - "Венецианский карнавал" Арбана.


Второе отделение состояло из сочинений Дмитрия Шостаковича. В Первом концерте для фортепиано с оркестром солировали Денис Мацуев и уже упомянутый Сергей Накаряков. Пианисту, в отличие от трубача, чей альянс с оркестром был на редкость естественным и органичным, чувство меры несколько изменило. Г-н Мацуев всячески "перетягивал одеяло" с юбиляров на себя, даже в оркестровых фрагментах стремясь сконцентрировать внимание исключительно на собственной персоне и нимало не заботясь об ансамбле. В заключение своего выступления музыкант исполнил "Happy Birthday" в джазовой обработке. Драматургически (программа не предполагала чужеродных импровизаций) и стилистически это поздравление было неуместным, но публика встретила его вежливыми аплодисментами.


Завершал первый вечер "Антиформалистический раек" - сочинение во многом знаковое для самого композитора и высоко ценимое маэстро Спиваковым. С первых же тактов стало ясно, что "Виртуозы" все-таки решили преподнести зрителям шоу, хотя и несколько отличное от тех, которыми музыканты радовали публику в пору своего "детства" - двадцать - двадцать пять лет назад. Сидевший на сцене хор был одет в обычную - повседневную - одежду и всячески подыгрывал Сергею Лейферкусу, который в этот вечер не только блестяще пел, но талантливо играл сразу четыре роли. Копируя внешний облик, манеру поведения и даже специфические речевые акценты "антиформалистических музыковедов" (шостаковичевские пародии на Сталина, Жданова и Шепилова), Лейферкус был убедителен и уморителен одновременно. Несмотря на уже вполне установившийся "капустнический" дух, главная драматургическая затея вечера стала для всех неожиданностью: из зала донесся возмущенный вопль слушателя, упрекающего дирижера и певца в покушении на советские ценности. Правда, зрители быстро узнали в "борце за правду" актера Евгения Миронова, связавшего по воле Спивакова "Антиформалистический раек" с днем сегодняшним. Ведь суждения политических деятелей, далеких от искусства, например, о постановке современной оперы - явление и сегодня, увы, обычное.


В первом юбилейном вечере Владимир Спиваков остался самим собой - светская публика, привлеченная именем маэстро, получила шоу, смысла которого, возможно, до конца и не поняла, а ценители музыки стали свидетелями триумфа профессионально зрелого, но жизнеспособного и обладающего творческим потенциалом коллектива.


Совсем иной тон был задан второму концерту. Торжество в Доме музыки организовывалось с учетом того, что львиную долю гостей составляли друзья и почитатели оркестра и его бессменного лидера. От количества известных лиц рябило в глазах: Слава Зайцев, Алла Пугачева, Валентин Юдашкин, Николай Цискаридзе, Армен Джигарханян, Олег Табаков, Марк Захаров, Георгий Данелия и другие представители бомонда заполнили партер, оттеснив филармонических завсегдатаев на верхние ряды балкона.


Учитывая особый - празднично-легкомысленный - настрой своей слушательской аудитории, Владимир Спиваков соорудил нечто, больше всего напоминающее дивертисмент из милых сердцу, не требующих напряжения безделиц. Но для начала "Виртуозы" все же отдали дань академической традиции, не допускающей никаких вольностей на сцене, - в первом отделении прозвучала 25-я Симфония Моцарта и Виолончельный концерт Гайдна до-мажор, солировал в котором Миша Майский. Оба сочинения, и так не слишком продолжительные, еще более укоротились за счет довольно лихих темпов. Популярнейший концерт Миша Майский сыграл на редкость равнодушно, не проявляя, во всяком случае, таково было внешнее впечатление, никакого интереса к собственным промахам (и интонационным, и техническим), коих было немало. На том первое отделение и завершилось.


Вслед за кратким выступлением Юрия Башмета Владимир Спиваков перешел к неофициальной части. "Маленькую Данелиаду" - симпатичную вещицу Гии Канчели на музыку к фильму Георгия Данелия - оркестр исполнял со словами (авторство слов, кстати, тоже принадлежало присутствовавшему в зале режиссеру, и достаточно назвать фильм - "Кин-Дза-Дза", чтобы было понятно, каким именно словом сопровождалась музыка). В "Детской симфонии" Гайдна на сцене и в зале и вовсе воцарился дух дружеских вечеринок, поскольку главные солирующие партии на детских инструментах Спиваков доверил Леониду Рошалю (гудок), Олегу Табакову (нечто вроде маленькой стиральной доски) и Марку Захарову (клаксон). От изысканного хулиганства не удержался и сам дирижер, пару раз дунувший в нечто, издававшее звук гудка паровоза.


Во время запланированных бисов, отрепетированных не менее тщательно, чем заявленная изначально программа, праздник окончательно обрел форму новогоднего "Огонька": Максим Галкин выступил с поздравительной речью от лица Президента России, а "Виртуозы" под фейерверк сыграли, в числе прочих, знаменитые фирменные вещички - "Сувенир" Полторацкого и "Пустячок" Андерсена.