Главная >> 5 >> 11

Отметим без пафоса

Первые выставки к 60-летию Победы


В Москве начали открываться экспозиции, приуроченные ко Дню Победы. Первый историко-документальный фотопроект показан в Государственном историческом музее; первый художественный - в "Крокин галерее".


Новый год да День Победы - вот и все немногие всенародные праздники, что уцелели в нашем сознании после многочисленных переносов и переименований "красных дней календаря". Когда девятого мая ближе к вечеру даже малопригодные для созерцания праздничного салюта площадки заполняются сотнями горожан и крики "ура! " при каждом залпе сливаются в едином порыве, становится ясно, что никаким казенным карнавалам или, к примеру, Дням работника прокуратуры за этой искренностью не угнаться. Нынешнее 60-летие Победы в Москве будет отмечено многими выставочными экспозициями; можно сказать, что в столице начался необъявленный фестиваль. Например, когда пару дней назад под проливным и каким-то даже осенним дождем на закрытой для свободного доступа Красной площади шли бесконечные репетиции праздничных перестроений, за ними можно было наблюдать из окон Исторического музея - прямо из зала, где открывалась выставка "Будапешт глазами двух поколений". В ее основе - серия снимков Евгения


Халдея, знаменитого фотокора ТАСС, запечатлевшего столицу Венгрии в победном 1945-м. Солдаты Красной Армии и германские военнопленные на площади Миклоша Хорти; жертвы обстрела на улице Ваци; супружеская пара в день освобождения будапештского еврейского гетто на улице Добб; советский патруль на площади Ференци...


Халдей участвовал в освобождении Венгрии, Румынии, Болгарии, Югославии, а также Австрии и Германии, он автор хрестоматийно известного снимка "Флаг Победы над Рейхстагом", сделанного 2 мая 1945 года, но общеизвестных работ на выставке нет. Зато сын фотографа Леонид, также проработавший некоторое время в фотохронике, через шестьдесят лет попытался найти и увековечить те уголки Будапешта, где когда-то "с лейкой и блокнотом" прошел его отец. И хотя экспозиционный принцип сопоставлений "так было - так стало" никак не назовешь новым (достаточно вспомнить фотопроект "Московское время", уже дважды показанный в Музее А.С. Пушкина), выставка способна вызвать зрительский интерес. Последним дням войны посвящена экспозиция и в выставочном зале Федеральных архивов; она называется "Победный 1945-й". Ее исторический диапазон - от борьбы с оккупантами на Карельском фронте осенью 1944 года до начала войны Советского Союза с Японией. Вехи, отмеченные выставкой, - наступление на Берлин, капитуляция Германии, демобилизация советских военнослужащих и постепенный переход к мирной жизни. Выставка "в архивах" не самая зрелищная, зато сюда стоит приходить в первой половине дня - чтобы хватило времени на чтение документов из личных фондов Молотова и Сталина, а также "особой папки" Политбюро ЦК ВКП(б). Многое экспонируется впервые.


В скором времени историко-документальные выставки откроются в филиале Литературного музея в Трубниковском переулке и в фотогалерее "Феникс". ГМИИ имени А.С. Пушкина планирует прикоснуться к теме реституции: открывающаяся во вторник экспозиция "Археология войны. Возвращение из небытия" будет посвящена реставрации и восстановлению античных памятников, перемещенных в результате военных действий. Кроме того, Музей личных коллекций покажет через неделю экспозицию "Мир войны Николая Жукова", в которой представит военные рисунки и акварели художника. Но первый предпраздничный художественный проект осуществлен не музеем, а небольшой "Крокин галереей". Там открылась экспозиция "Проект Победа. Монументы". Исходя из привязанностей галереи имена участников в общем-то предсказуемы: это Кирилл Челушкин, Алексей Гинтовт, Александры Пономарев и Константинов, а также Николай Наседкин, рисующий в последнее время исключительно нефтью. И хотя каждый показывает по одной работе (исключение составляет Константин Батынков с 12-частным " Сыном полка" - фризом из тушевых и угольных рисунков на тему фронтового детства), выставка смотрится цельной и полновесной. А главное, лишенной ложного пафоса.