ЛЕО МЕНДЕС - КАРНАВАЛ ПО-ЧИЛИЙСКИ,
или Грустные впечатления о живущих в Азербайджане иностранцах
Э.ГУСЕЙНЗАДЕ
Приезда Лео Мендеса ждали с интересом.
Даже рекламная компания латиноамериканца разительно отличалась от того, что мы привыкли видеть. Мы уже писали о том, что недели две в центре Торговой стоял красивый "Мерседес - кабриолет", весь обклеенный плакатами Мендеса. А из усилителей автомобиля звучали лучшие композиции певца.
Сам певец прибыл в Баку в субботу под утро. То есть фактически в день концерта. К сожалению, весь путь Мендеса в Баку нам отследить не удалось, но все же некоторые детали нам известны.
Не многие приезжающие к нам звезды серьезно относятся к репетициям. Чаще всего они посылают прочувствовать сцену своих музыкантов, а сами просто отсиживаются в гостиничном номере или в гримерной дворца. Мендес же, как раз наоборот, вместе со своей командой приехал во дворец за четыре часа до концерта. И около полутора часов "гонял" всю свою программу, которая изначально вроде бы была рассчитана на 1 час и сорок минут. Профессионал, одним словом. Затем, удостоверившись, что все в порядке, он спокойно удалился по своим делам и не появился вплоть до начала концерта. Он, кстати говоря, даже немного опоздал. В центральный концертный зал страны он зашел в 19.10, когда концерт, по идее, уже десять минут должен был идти. Но зрители его спокойно ждали.
Кстати о зрителях! Такого "аншлага" дворец, видимо, не видел давно!.. Лично мне показалось, что я вернулся в прошлое и попал на один из концертов Caspian Jazz&Blues. В зале было от силы человек пятьсот. Притом это еще от очень большой силы. Для того джазового фестиваля такое количество зрителей было нормально, даже много, но для "Короля латиноамериканской музыки", как его раскручивали у нас, все-таки маловато будет! Видимо, несмотря на все ухищрения и попытки организаторов заманить людей на концерт латиноамериканца, народ все-таки не "купился".
Процентов сорок сидящих в зале составляли иностранцы. Именно они первыми не выдержали и начали громогласно скандировать: "Мендес! Мендес!". Сам же герой концерта тем временем в импровизированной раздевалке за сценой тихо готовился к концерту.
Красный цвет, видимо, символ латиноамериканской экспрессии, потому что именно он преобладал как в световой поддержке Мендеса, так, кстати говоря, и в его предконцертных афишах. И, скажу вам, возбуждает он не только быков. Это одна из психологических фишек, которая заставляет танцевать, получать удовольствие от чисто латинской музыки Мендеса.
Вся его программа - это быстрые, карнавальные песни. Они очень заводят, и хочешь, не хочешь, тело само тянется танцевать. Но делать это во дворце охрана не давала. Вообще во дворце обычно не танцуют, что и правильно. Все-таки учреждение солидное. Зрители даже обращались в перерывах к Мендесу, мол, не дает нам охрана танцевать. На что оригинальный "латинос" сказал: "Где эта охрана? А вот вы! Вы уволены! Уходите! А вы танцуйте!".
С публикой Мендес работал просто великолепно. Мало того, что он во время своих номеров старался отдавать всего себя, он еще и вел диалог с залом. "Ужасная у меня жизнь. Концерты, вечеринки, девушки. Я ненавижу свою жизнь", - сетовал с улыбкой на лице исполнитель. "А еще я и моя команда вообще не занимаемся сексом. Да, не занимаемся... до завтрака", - весело приговаривал певец.
Когда он объявил, что сейчас исполнит последнюю композицию, группа сильно пьяных иностранцев, человек 12-14, выбежали на небольшую площадку перед сценой и начали танцевать, несмотря на все старания охраны рассадить их на места. Они выбежали так, будто с цепи сорвались. Создается впечатление, что в Азербайджан приезжают работать только, мягко говоря, "отбросы" Запада, воспитания которых ни на что больше не хватает. Притом этот случай стал далеко не первым. Например, на концерте Coolio они точно таким же образом не давали смотреть концерт. Уверен, мы, азербайджанцы, у них на Родине такого себе бы никогда не позволили. А почему они в Азербайджане себя так по-хамски ведут?.. За ответом далеко ходить не надо.
Сам концерт завершился очень быстро. Мендес не выступал и полутора часов. "И это все, так быстро, а такие деньги потратили?.." - недоумевали зрители.
После концерта нам удалось задать Мендесу несколько вопросов.
- Известным вы стали как DJ Мендес, а теперь раскручиваетесь как Лео Мендес. Говорят, что вы, таким образом, решили стать более солидным исполнителем.
- Солидным? Нет! Просто я начинал свою музыкальную карьеру как диджей. Так, миксовал музыку. А потом решил переквалифицироваться в певца. Начал писать песни. То есть, так скажем, поднялся на одну планку выше. И теперь я уже больше не диджей. Эта функция в моей команде возложена на моего брата.
- Это ваши первые гастроли в странах Востока?
- Это в Баку я в первый раз и, надеюсь, не в последний. А до этого я и в Турции был, и в Москве выступал. Однажды даже на гастроли во Вьетнам поехал. А вообще я в Швеции живу.
- А сами вы откуда?
- Из Чили!
- А как же вы из такой жаркой южноамериканской страны перебрались в такую холодную европейскую?
- Этот вопрос вы задавайте не мне, а моему отцу. Он меня в свое время перевез в Швецию. Я там так и остался...
...К сожалению, больше времени на разговор со мной у Лео Мендеса не было. После небольшого ужина, на который он торопился, шведский чилиец пошел отдыхать в дискоклуб "Неон".
КОВЧЕГ КУЛЬТУРЫ И ПРИЗРАЧНЫЙ ТУМАН
В Баку прошли Дни кино Санкт-Петербурга
НУРЛАНА
- В ХХ веке будет война, во время которой в блокадном Ленинграде погибнут полтора миллиона человек...
- Полтора миллиона? Дорого, дорого... Этой суммы не стоит весь ваш Петербург вместе с Эрмитажем.
- Мы уже заплатили...
- Дорого, дорого... А, может, и не дорого?..
(Диалог из фильма Александра Сакурова "Русский ковчег")
Дни кино Санкт-Петербурга стали, наверное, самым большим подарком для всех любителей кино. Недели кино, организуемые посольствами совместно с Министерством культуры, у нас проводятся не так уж и редко, иногда даже на достаточно высоком уровне, но сами привезенные фильмы не всегда поражают воображение, точнее - почти никогда.
Питер, славный Питер - каждый раз разный, но всегда - величественный и утонченный - все три дня в кинотеатре "Низами". За это время зрителям успели показать всякую всячину: трогательную святочную сказку с Чулпан Хаматовой в роли покинутой и обретенной возлюбленной, документальную работу о цветке, наблюдающем за происходящим, и даже мультфильм во славу города на Неве. И все хорошо, и все замечательно. Портила атмосферу праздника только организация дней: кинотеатр "Низами" все же не самое подходящее место.
Центральным фильмом дней кино Санкт-Петербурга в Баку стала работа Александра Сакурова "Русский ковчег". Ее ждали больше всего, и зал (что необычно для нас, дней кино и кинотеатра "Низами") был полон. Фильм, скорее, видовой, нежели игровой, легко и призрачно проносит зрителя по Эрмитажу, где проходит действие. "Русский ковчег" - работа неоднозначная, фантасмагоричная и даже скандальная. Понятно, что снимать в Эрмитаже месяцами или даже неделями никто не позволит, да и огромная массовка, разодетая в роскошные костюмы, тоже стоит массы денег. И режиссеру удалось практически невозможное - собрать, свести огромное количество - несколько сотен - людей и снять всю работу без предварительных репетиций за один день. И не просто снять, а провести зрителя в течение двух часов по истории России и не воспользоваться монтажем. Почти сразу же - мир не без добрых людей - стали ходить слухи, что все это вранье и монтаж все-таки имел место.
Так что смотрели работу с удвоенным интересом, чтобы, не бай Бог, не проглядеть. Да, все и в самом деле проделано на едином дыхании, камера (которую носит сам Сакуров) неотступно следует за героем-антагонистом, иностранцем, бывшем послом. Сакуров - только голос за кадром - ведет постоянную полемику с гостем, который, исследуя зал за залом, постоянно попадая в разные эпохи из презрительного неприятия впадает в полное очарование Россией. Россией ушедшей, потерянной навсегда. Картина эта - скорее раздумья Сакурова над потеряным, над всей русской культурой в целом. И, тем не менее, смотреть интересно.
Поначалу гость исследует картину за картиной, в отличие от Сакурова, остающегося невидимым не только зрителям, но и участникам действа, иногда вступает в беседы со случайными людьми разных эпох, пару раз выгоняется лакеями. Вот "Даная" Рембрандта, утопающая в золотом дожде (случайная мысль: картина в конце семидесятых была облита серной кислотой каким-то маньяком и на долгие годы была вынесена из залов, значит, ее уже вернули, и теперь красавица под стеклом, -авт.) И зритель тонет в картинах, ощущениях, тенях и золоченых рамах, которые порой выступают острыми углами - отсутствие монтажа.
И отсутствие репетиций, и отсутствие монтажа едва не доводят картину в середине до провала. Но финальная сцена - огромный бал - просто чудесна, снять придворные разговоры, кружащиеся пары, игру оркестра, каждый взмах - легко, с одного раза - это достойно аплодисментов, это выдает настоящего профессионала. Покорены не только зрители, покорен брюзжащий гость, решивший навсегда остаться в ушедшей эпохе.
А мы, вслед за расходящимися гостями и Сакуровым, выплываем из зала. Гости - вниз, мы - по темному коридору, в реальность. Что за дверью? Море. И призрачный туман...
ЛЕО МЕНДЕС - КАРНАВАЛ ПО-ЧИЛИЙСКИ,
ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ В ТРАДИЦИЯХ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Синтез Азербайджана, Германии и России состоялся
МЕЛЕК, JOKER
Сегодня стало возможным все - и приезд Монсеррат Кабалье, во что еще вчера никто бы просто не поверил, и концерт Башмета, и еще говорят, что совсем скоро мы будем иметь счастье лицезреть самого Пласидо Доминго. Впрочем, со слов самого директора филармонии Акифа Меликова, мы с вами будем просто засыпаны дождем звезд классического искусства, которые совсем скоро будут баловать нас настоящим искусством.
Филармония - это наш храм, который как бы своим великолепием создает праздник для входящего в него и божественной гармонией звуков очищает, возвеличивает и оставляет в душе каждого то главное, что в повседневности начинало терять свою значимость. В наши дни, когда старая интеллигенция практически сдалась под натиском нового, или как это принято называть - "переходного периода", филармония стала для всех подтверждением истинных ценностей, которые всегда были вне зависимости от строя, эпохи и политики.
Концерт, состоявшийся в прошедшую пятницу, словно возродил культурно-исторические традиции, заложенные Петром Великим. Германия, Россия и Кавказ, воплощенные в дирижере Корнелии фон Кессенброк, виолончелисте Сергее Словачевском и Государственном симфоническом оркестре имени Узеира Гаджибекова, продемонстрировали гармоничный синтез академического искусства. Прозвучавшие на концерте произведения вызвали восторг у собравшейся публики.
Весьма интересной была трактовка Сергеем Словачевским концерта Дворжака. Большая эмоциональность, хорошая техника и прекрасный тембр инструмента создавали своеобразный тандем успеха, выражавшийся в аплодисментах благодарной публики после каждой части.
Кстати, важно отметить, что Сергей Словачевский совершенствовал свое мастерство под руководством таких педагогов, как Наталья Гутман и Мстислав Ростропович. Гастрольная жизнь музыканта весьма насыщена. Причем, Словачевский владеет практически всем виолончельным репертуаром, охотно играя как музыку старых мастеров, так и сочинения самого смелого авангарда.
Самым лучшим номером концерта стало произведение Мендельсона "Увертюра Гебридов". Мерцающее, матовое звучание оркестра, прекрасная пластика дирижера, богатство нюансов, чуткость музыкантов создавали особое проникновение в волшебную музыку Мендельсона.
Прошедший концерт стал очередным достойным служением великой академической культуре нашей страны, качество которой, несомненно, зависит от количества подобных удачных синтезов.
КОВЧЕГ КУЛЬТУРЫ И ПРИЗРАЧНЫЙ ТУМАН
ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ КОНЦЕРТ В ТРАДИЦИЯХ ПЕТРА ВЕЛИКОГО